Этот вопрос закрыт для ответов, так как повторяет вопрос Что такое inner product и dot product?
@RandomCraft

Что за скаляр получается при скалярном произведении векторов?

Никак не могу понять суть скалярного произведения векторов. В результате у нас получается скаляр, но смысл этого скаляра не понимаю; знаю, что физический смысл - работа, но от этого МНЕ не лучше. Может кто-то пояснить что это и зачем? Может геометрический смысл (если есть).

Заранее, спасибо!
  • Вопрос задан
  • 812 просмотров
Ответы на вопрос 5
mayton2019
@mayton2019
Bigdata Engineer
Скалярное произведение СП - это математическая абстракция. Математика - вообще не обязана иметь какой-то материальный смысл. Если заходить в теорию чисел - то там точно нет физики. Там - игры разума.

Но вот СП на некотором софистическом языке. Почленно перемножаем все компоненты вектора и складываем.
def scalar_prod(a:List[Double],b:List[Double]) : Double = a.zip(b).map(_*_).sum


В резулльтате получаем тип - СКАЛЯР. Число. Именно поэтому операция так и называется.
Для векторного произведения формула и суть будут другие.

Если вектор а например - это различные валюты в твоем кошельке а вектор б - это курсы валют по отношению
к какой-то единой условной единице - то твой кошелек стоит СКАЛЯРНОЕ произведение валют на их курсы.

Если в Excel вы считаете стоимость сметы - то СП цен на количества даст нужную величину. Да много чего можно придумать. В теор-вере там.. Тоже можно придумать.

Есть геометрическая формула через модули и косинус угла. Но я ее смысл щас честно не помню.
Ответ написан
@D3lphi
Приведу здесь мой комментарий к своему же ответу на вопрос.


Скалярное произведение - фундаментальное понятие линейной алгебры. Оно вводится в евклидовом пространстве (но не только в нем, здесь и далее я привожу в пример евклидово, как наиболее распространенное; так в унитарном пространстве есть свой тип скалярного произведения) для того чтобы определить понятия длины и угла. Без скалярного произведения евклидово пространство было бы просто векторным пространством (множество векторов, для которого определены операции сложения друг с другом и умножения на число).
Длина вектора определяется, как корень квадратный из скалярного произведения этого вектора с самим собой, а угол между двумя векторами - как арккосинус скалярного произведения, деленного на произведение длин векторов.
Это что касается линейной алгебры. Если говорить о геометрическом представлении скалярного произведения, то это число, само по себе, не имеет этого самого геометрического смысла. Можно лишь говорить о том, как это число связано с другими величинами. Как я уже сказал выше, связано оно с проекцией одного вектора на другой. Так, скалярное произведение равно произведению длин векторов, умноженное на косинус угла между ними (это очевидно и выражается из формулы из предыдущего абзаца). Из этой формулы становится понятно, что |A|*cos(угол между A и B) равно длине проекции вектора А на вектор B:

slide_3.jpg
Ответ написан
Иногда это длина проекции одного вектора на другой.
Но в общем случае смысла у скалярного произведения нет, но через него могут определяться другие операции.
Ответ написан
@code_panik
Короткий и внятный ответ сложно дать, потому что скалярное произведение вводится разными способами. Почитайте учебники. Самый простой, по-моему, Ильин, Позняк - "Аналитическая геометрия". Здесь формула для координат определяется через ("геометрическую") формулу произведения длин на косинус. В "Введение в алгебру, Ч. 2 Линейная алгебра" Кострикина через длину вектора как квадратичную форму (и формулу для координат как соответствующую билинейную форму) и формулу косинусов (из школьного курса) получается "геометрическая" формула. В общем случае скалярное произведение вводится аксиоматически через основные свойства, напр. в Александров - "Курс аналитической геометрии" (также см. определение в конце ответа).
На всё это можно смотреть как на описание ещё одного замечательного объекта из мира математики, который мы только открываем, а не выдумываем произвольным образом.
Интуитивно от себя, забудем о формализме и пофантазируем. Воспользуемся геометрическим определением вектора. У вектора есть направление (знаем углы между векторами) и длина. Пусть мы хотим вектора умножать как-нибудь, и пусть, как вариант, результат умножения - число (если результат - вектор, будем фантазировать как-нибудь по-другому). Обозначим умножение a на b через (a, b). Пусть умножение обладает свойствами коммутативности (или симметричности (a, b) = (b, a)) и линейности ((k * a + r * b, c) = k * (a,c) + r * (b, c), k, r - числа). Вместе с симметричностью и линейностью у нас есть билинейность - линейность по каждому аргументу.
Билинейность позволяет раскрыть наше произведение через произведение базисных векторов. Выберем стандартный базис из взаимно перпендикулярных векторов единичной длины. Обозначим их e1, e2 в двумерном случае. Тогда (a, b) = a1 * b1 * (e1, e1) + a1 * b2 * (e1, e2) + a2 * b1 * (e2, e1) + a2 * b2 * (e2, e2), в частности (a, a) = a1^2 * (e1, e1) + 2 * a1 * a2 * (e1, e2) + a2^2 * (e2, e2). Наше определение произведения станет согласованным с привычным определением длины |a| вектора через проекции по теореме Пифагора, если договоримся, что произведение является положительно определенным, то есть всегда (x, x) >= 0, и (x, x) = 0 только для нулевого x. Также пусть (ei, ej) = 1 только когда i = j, иначе 0. Получим (a, a) = a1^2 + a2^2 = |a|^2. Такое хорошее и удобное наше произведение и есть скалярное произведение - положительно определенная симметричная билинейная функция (форма). Формулу с косинусом можно вывести из этого определения с помощью школьной теоремы косинусов (см. Кострикин).
Работа силы вычисляется как произведение величины перемещения на проекцию силы на вектор перемещения. Так совпало, что "геометрическая" формула скалярного произведения подходит для вычисления работы, и, значит, подходит формула в координатах выше.
Ответ написан
@AlexSku
не буду отвечать из-за модератора
Есть такое понятие, как схожесть векторов (вектор - набор координат конца, если начало в нуле). Если их нормализовать (привести к единичной длине, не меняя направление), то скалярное произведение =1 (максимальное) означает, что векторы направлены в одну сторону (совпадают), если =-1, то векторы противоположны, если =0, то векторы перпендикулярны, все значения это угол (косинус) между ними.
Ответ написан
Ваш ответ на вопрос

Вопрос закрыт для ответов и комментариев

Потому что уже есть похожий вопрос.
Похожие вопросы