Влияет на ряд объективных параметров:
- наводки и посторонние призвуки (например, свист при движениях мыши);
- фоновый шум и динамический диапазон;
- мощность выхода на наушники (проявляется в низкой громкости и хрипах на высокой амплитуде);
- гармонические и интермодуляционные искажения (звучат по-разному, текстом описать сложно);
- взаимопроникновение каналов;
- искажения от погрешностей некачественной передискретизации (например, старые карты Creative аппаратно пересчитывали все звуки в 48 КГц перед выводом, причём не по самому качественному алгоритму);
- принципиальную возможность воспроизведения записей высокого разрешения (например, 24/44.1, 24/96, 24/192) без принудительной передискретизации.
Также разные ЦАПы — не единственные, но основные компоненты саундкарты, влияющие на качество вывода — незначительно отличаются друг от друга характером звучания; например, чёткостью атаки. Между качественными ЦАПами, используемыми в профессиональном и полупрофессиональном оборудовании (CS4398, AK4620, AD1853 и т. п.), разница сугубо гомеопатическая и заметная только на тракте очень высокого класса, но всякие бюджетные встроенные реалтеки от них, как правило, можно и на нормальных наушниках отличить. Но, опять же, не в любых условиях, не на любом материале, и только с пониманием, в чём заключается разница.
Вопрос сводится к тому, достаточно ли хорошо вы понимаете, что всё это значит, и хватит ли возможностей вашей техники и качества ваших записей, чтобы всё это услышать. На самом деле, если
очень грубо разложить влияние различных частей условно хорошего и условно плохого аудиотракта на итоговое восприятие, то получится примерно следующее:
30% — осознание слушателем разницы (понимание,
что нужно услышать);
25% — возможность физически услышать разницу (наличие требуемых физиологических возможностей и аспектов музыкального слуха);
20% — наличие разницы в обработке материала (эквалайзеры, другая постобработка, различия в громкости) и акустическом оформлении помещения (если речь о прослушивании через акустическую систему) или фоновом шуме (если речь о наушниках);
15% — наличие разницы в звуковом материале (артефакты и искажения, которые есть в одной записи и отсутствуют в другой);
9,9% — разница в качестве АС/наушников (и усилителя, если речь о наушниках или пассивных АС);
0,099% — разница в качестве ЦАПа/операционных усилителей звуковой карты;
0,001% — разница в качестве других компонентов системы.
Я рекомендую подходить к решению вопроса качества звука последовательно, и именно в таком порядке; к тому же, так обычно выходит дешевле всего. Кидаться покупать дорогую саундкарту и АС и слушать на них МП3 с убогим мастерингом и выкрученным на эквалайзере басом, сидя в прямоугольной комнате с кучей плоских поверхностей и окном, выходящим на проезжую часть — что выбрасывать деньги на ветер.