Здравствуйте.
Собственно, опишу, в чем проблема: знания ПК комплектующих у меня на уровне чуть выше, чем у обычного пользователя. Но хочется разбираться лучше. Хоть в университете и был предмет "Архитектура компьютера", но там все очень плохо.
В связи с этим, искал книги разные (и советовали Таненбаума). Но в ней расписано все очень подробно. Я же ищу что-то попроще. Например, для чего кэш в процессоре нужен, уровни, на то влияет размер, частоты и т.д. Как работает видеокарта, основные ее характеристики и на что влияют. Как работают процессор и видеокарта в играх (чтобы разобраться в секте "раскрывателей"). Что такое тайминги в РАМ и так далее.
Но у того же Таненбаума все очень очень подробно, та же работа процессора.
Может кто-то знает источники/книги, где все это описано попроще? Или по нарастающей сложности?
кэш используется для ускорения доступа к данным и инструкциям (кэш память гораздо быстрее оперативной) последние данные, с которыми работал процессор, сохраняются в кэше и если в будущем процу нужны те же самые данные, он сможет их достать из кэша, это сэкономит время
уровни
чем быстрее память, тем дороже. Невыгодно ставить кэш большого объёма. Поэтому делают несколько кэшей с разной скоростью и объёмом. Кэш первого уровня самый быстрый, но и самый маленький. Чем выше уровень, тем больше размер и меньше скорость работы кэш-памяти
на что влияет размер
на то сколько данных в него поместится, конечно же. чем больше данных сохранится в кэше, тем больше вероятность, что процессор найдёт в нём очередную пачку данных, которую ему надо достать из ОЗУ.
частоты
частота работы процессора напрямую влияет на количество исполняемых инструкций в секунду. разгон увеличивает частоту и повышает производительность процессора, но при этом увеличивается тепловыделение
Как работает видеокарта
самый простой режим - комп передаёт картинку, видеокарта выводит её на экран.
более продвинутый режим - комп передаёт "формулы" (шейдеры), по которым нужно сгенерировать картинку, видеокарта генерирует (рендерит) картинку сама при помощи сотен имеющихся у неё процессоров.
основные ее характеристики и на что влияют
количество процессоров и их частота работы - на скорость рендеринга изображения
объём памяти - сколько данных, требуемых для создания изображения может поместиться
Как работают процессор и видеокарта в играх
процессор обычно работает над вычислением физики - какой предмет куда должен полететь и по какой траектории, форма поверхности воды, искуственный интеллект противников
(чтобы разобраться в секте "раскрывателей").
это ещё что за секта?
Что такое тайминги в РАМ
время, которое требуется памяти на доступ к ячейке. чтоб получить байт по определенному адресу, памяти нужно переключить страницы, строки и так далее - на это тратится время. например, тайминги показывают, сколько тактов работы следует ожидать между запросом и получением данных.
процессор обычно работает над вычислением физики - какой предмет куда должен полететь и по какой траектории, форма поверхности воды, искуственный интеллект противников
Физика(например коллизии) неплохо распараллеливается и обычно её выносят на GPU.
Если вам для общего развития, с точки зрения потребителя, чтоб понимать, что такое тайминги, почему размер памяти в GPU мало что показывает и т.д., то просто погуглите, есть много хороших статей, которые объясняют так, что будет понятно даже не специалисту. Если же как разработчику, то, вероятно, всё таки придётся осилить Таненбаума.