Стоит ли овладеть веб-дизайном из-за жалости к проектам, неосведомлённости заказчиков и наглых дизайнеров?
Всем привет!
Жалость к проектам заключается в том, что дизайнеры рисуют порой такой некачественный дизайн, что плеваться хочется. Например используют стрёмный шрифт, не правильное расстояние между строками, дерьмовые цвета и тому подобное. А ещё некоторые "веб" дизайнеры совершенно не учитывают технические требования, такие как разрешения экранов, как этот дизайн будет верстаться и тому подобное. Неосведомлённость заказчиков заключается в том, что они в свою очередь принимают такого рода дизайн и передают верстальщикам, совершенно не понимая, что будут проблемы как у верстальщиков так и конечных пользователей, которые будут созерцать это убожество.
Наглость дизайнеров заключается в том, что они очень часто умалчивают некоторые моменты при сдаче макета клиенту, например впихивают кучу левых шрифтов, зная что так делать нельзя. Или в проект который должен быть адаптивным отдают только одну версию макета - для десктопа.
Иногда слово "наглость" можно заменить на "тупость", в случае когда тебе дают макет нестандартной ширины и резиновую вёрстку при всём желании из него сделать не представляется возможным. Например дизайнер нарисовал макет в 1600 пикселей, который якобы должен быть резиновым и на мониторах 1024-1280 всё должно помещаться, но там всё впритык и сделать это нереально либо приходится жертвовать размером шрифтов и тд и тп, т.е такой дизайн не продуман из-за тупости и непрофессионализма его создателя.
Например недавно дизайнер, работающий на крупную компанию нарисовал "responsive" лейаут для e-mail рассылки (скорей всего за крупные бабки, т.к. компания международная), в итоге выяснилось, что его сверстать под все устройства невозможно, сам дизайнер сейчас в отпуске и я тупо взял переделал макет, чтобы таки можно было его нормально сверстать. И таких историй просто куча.
У меня такое чувство, что веб-дизайнер, который не верстал и не хочет верстать сейчас в большом пролёте, профессионалом его язык не поворачивается назвать, т.к. он не знает всех тонкостей процесса разработки и его макеты приходится править на ходу.
Особенно этим грешат responsive проекты, где дизайнер нарисовал один макет для десктопа, скинул это дело заказчику (умышленно или по своей тупости забыв нарисовать варианты макетов для мобилы/планшета), заказчик принял и передал мне и в итоге мне приходится додумывать как он должен выглядеть на мобильниках, планшетах, т.е. быть в роли дизайнера как бы.
Вы наверное скажете слать таких заказчиков лесом или созваниваться с дизайнером, мол что за херня - где макеты для респонсив, но я уже настолько привык, что сам додумываю как оно должно ресайзиться, т.к. у заказчиков сейчас твёрдые убеждения, что это ничего сложного (действительно тут ничего сложного нет, спрашивается на**я тогда дизайнеры). К тому же я понимаю, что заказчик уже принял дизайн, заплатил бабки дизайнеру и до дизайнера скорей всего будет не дозвониться, т.е. не трачу время и нервы, а просто работаю с тем, что есть, благо получается справиться без дизайнера и заказчик не жалуется.
И я так подумал, раз у меня глаз уже намётан, раз я могу отличить качественный дизайн от некачественного, раз у меня есть стойкое понимание, что большинство веб дизайнеров мудаки - может взяться самому за дизайн и начать делать этот мир лучше?
- Я точно знаю все тонкости вёрстки макетов, следовательно мои макеты не придётся переделывать по 500 раз - экономия времени клиента
- Я верстаю, пишу скрипты, буду ещё и рисовать - экономия денег клиента
- Как следствие все согласования происходят без третьих лиц в лице дизайнеров, т.е. процесс идёт быстрее
Мой вопрос ещё подогрет тем, что часто на том же upwork стучатся разного рода заказчики и предлагают воплотить их проект с нуля, т.е. дизайн+вёрстка+cms и/или скрипты. Как правило у них имеются эскизы лейаутов (wireframes), но не всегда. И мне приходится им отказывать, т.к. я не рисую, при этом теряю интересные проекты и немалые деньги. Кто-то конечно находит отдельно дизайнера и мы всё же работаем все вместе, но это меньше половины случаев, т.к. остальные всё-таки видимо находят одного человека, который им всё сделает "в одну каску".
Вопрос тем, кто так делает, получается ли хорошо работать "в одну каску" без ущерба качеству и срокам?
В чём я могу заблуждаться в своих доводах?
Не спорю, криворуких веб-дизайнеров хватает, но клиенты часто тоже не подарок. Несоответствия в тз, несоответствие тз тому, что клиент хочет на самом деле и в итоге как ни делай - по тз или по желанию клииента, будет не то. Ладно, если продрались без потерь через тз, то делаешь им нормальные варианты и начинается - тут не то, здесь не это и вообще он хотел не так... увидел где-то фишечку и начинается "хочу и ниипёт". В результате получается что-то далекое от твоего удобного гармоничного дизайна... Нет, я не вношу безропотно все неразумные изменения, которыми клиент хочет убить мой дизайн, я стараюсь объяснять почему здесь не надо делать вот так, но кто бы знал насколько редко получается убедить... Клиент считает, что если он платит, значит всё надо делать как хочет он. Ты, дизайнер, накидай дизайн, а уж он, клиент, решит как его надо улучшить (дизайнер ведь, в отличие от клиента, ничего в дизайне не смыслит) - или "поиграться со шрифтами", или добавить "что-то зеленое на красном", или сделать БАЛЬШУЮ КРАСНУЮ КНОПКУ "КУПИТЬ" (то ли считает что клиенты слепые, то ли, впав в ступор от одного вида, согласятся не только купить товар, но и пойти в вечное рабство)...
А вообще, дизайн имеет смысл изучать, если дизайн интересен сам по себе. Заниматься тем, что не особо интересно - пустая трата времени, ибо не приносит особого удовольствия.
Ты задавал уже похожий вопрос, я его даже нашел Стоит ли front-end разработчику владеть веб дизайном?
Можешь написать на mikhail@lazarev.io свой прайс часовой и ссылку на работы?) Может быть такое, что мы давно ищем друг друга. А может быть и нет )))
Когда я активно верстал сайты, меня все время мучил этот же самый вопрос. Я так же плевался, объяснял всем что и где не так, переделывал чужие дизайны и т.д. Но со временем я понял что это не стоит того, я просто стал брать больше денег или просто не брал такие проекты. Я помню на фриланс.ру даже был такой чувак, который специально рисовал такие ужасающие дизайны и у него была своя аудитория заказчиков, кому этого было позаглаза.
Ну а то что клиентов обманывают такие горе дизайнеры, то это не так. Поймите, в большинстве случаев это просто клиент жестко зажал денег и выбрал дизайнера подешевле. Так что сам себе буратино.
Начинать ли дизайнить самому? Очень сложный вопрос, есть мнение что излишнее понимание верстки просто вредит творчеству) Даже если и нет, то придумать и нарисовать крутой дизайн это требует богатой фантазии и тяжелой работы в графических редакторах. Конечно можно быть универсалом, но будет очень тяжело по времени совмещать.
Денис Инешин
Уродливый дизайн это лишь одна сторона медали, сам стараюсь не брать такие проекты, т.к. всё понятно и с дизайнером и с заказчиком
Совсем другое дело когда дизайн классный, а сверстать его всё-равно не реально, или когда внезапно оказывается, что нужен адаптивный дизайн вместо обычного, а дизайнер "как бы" в отпуске. И тогда задумываешься - вот те на, а зачем тогда всё это, я и сам бы мог нарисовать этот нещастный макет заранее продумав ресайз для мобильных и планшетов
Денис Инешин
Фотошопом владею, к тому же набирает обороты дизайн на чистом html/css, только иллюстратор подучить надо для векторной графики.
А вот насчёт фантазии думаю пока смотреть на другие дизайны, брать идеи, лепить своё пока сам не научусь фантазировать
Думай Головой: когда другие размеры не проработаны, это повод повысить цену за верстку и действительно придумать адаптивность самому. Тут творчества почти нет, обычный рациональный подход.
А вот научиться именно выдумывать дизайн, это очень сложно, это может занять годы, и лично я давно понял что не нужно распылять силы, проще самому контролировать процесс разработки дизайна, выступая посредником.
Если у вас до этого не было каких-то успехов в дизайне, то это весьма мутная перспектива.
Уметь оценивать дизайн !== быть смышленым в дизайне. Я вот могу с легкостью сказать что выглядит плохо, а что нет, так же оценить анимацию и прочие вещи. Но, это совершенно не значит, что я в состоянии с нуля что-то наваять реально крутое или дать очень качественную/детализированную оценку чужому дизайну.
Так что проще фильтровать заказы с убогим дизайном (как минимум руководствуясь самоуважением и чувством прекрасного). Самый простой способ - представить что этот сайт будет у вас помещен в первой пятерке работ в портфолио. Если от этой мысли вам становится неприятно/стыдно - вежливо объясняете клиенту, из-за чего у вас когнитивный диссонанс, и прощаетесь с ним, как минимум до появления нового дизайна.
А пытаться "помогать" это путь вникуда. Ибо в итоге окажется что заказчикам "и так норм", а вы лишь только свои нервы и время потеряете.
Стоит попробовать.
Если Вы можете и фронт и сервер, то Вы можете сразу делать HTML / CSS макет без скриптов и логики, который можно легко и дёшево переделать. Утверждать его, а уже потом спокойно туда подводить логику и JS.
Мне как разработчику и менеджеру будет определённо приятнее работать с тем кто сам верстает свои дизайны.
Обновление:
Я бы попробовал "рисовать" сразу в вёрстке (но я никогда не работал со Sketch). При правильных инструментах и сноровке это может быть даже быстрее, чем рисование в редакторе. Что я бы посоветовал (хотя, наверняка, вы всё это знаете):
- Берите второй монитор. В одном будет редактор, во втором будет в реальном времени обновляться результат.
- Обязательно ставьте LiveReload
- Препроцессор и постпроцессор цсс. У меня на проекте это stylus + autoprefixer.
- Хороший движок для рендеринга html. Я их знаю очень мало, пробовал только Jade, PHP, HandleBars. Сейчас у меня бэкенд на Clojure, я использую библиотеку Hiccup для рендера HTML, и там рендеринг сделан просто на функциях. То есть Вы собираете структуру данных определённого вида, пользуясь всем арсеналом языка (богатейшим), а библиотека выполняет только конечное преобразование. Это просто изумительно! И соответственно можно сразу делать какие угодно компоненты, передавать им набивочные данные и т.д. Из того что я знаю, только Jade ещё как-то может тягаться с этим, но это всё равно далеко.
В таком случае Вам остаётся только взять курсы по ключевым дизайнерским дисциплинам: типографика, композиция, сетки, методологии.
Из недостатков такого способа можно отметить отсутствие визуальной сетки. Есть расширения, но наверно не такие гибкие.
Конечно стоит.
Только вопрос в другом, нужно уметь рисовать и не только :) Ну и быть готовым к заказам 2 - 5 т.р. где тебе заказчики выпотрошат весь мозг своим "креативом".
Владимир Дремучий
А вот рисовать то я совсем кстати не умею. А очень часто это и нужно - нарисовать завитушку, человечка, забор, дом, такси и тд если говорить об уникальном дизайне сайта компании
Неосведомлённость заказчиков заключается в том, что они в свою очередь принимают такого рода дизайн и передают верстальщикам, совершенно не понимая, что будут проблемы как у верстальщиков так и конечных пользователей, которые будут созерцать это убожество.
А при чем тут конечные пользователи? Заказчику нравится - он платит деньги, не нравиться не платит.
я могу отличить качественный дизайн от некачественного
Это может сделать любой человек. Нравиться - значит качественный. Не нравиться - значит не качественный. Причем мнения у всех будут разные.
В общем - если можете, делайте, кто ж вам запрещает.
Стоит, хотя бы потому, чтобы разбавить сухой кодинг.
Я долгое время думал, что рисовать и верстать рисованное - это дело одного человека. Потому что мне не чертили границ, не разделяли на профессии. Я считал, что есть сайт - и все что я виду - это работа одного человека. Поэтому сразу учился (и учусь) и верстать, и параллельно рисовать.
Да и с бэкэндом та же история, пока где-то случайно не узнал, что это дело разных профессий, учил параллельно и фронт, и бэк.
я бы советовала идти в проектирование интерфейсов. Там минимально требуются художественные навыки (которых скорее всего у вас нет). Специальность очень перспективная и востребованная.
Знаю нескольких дизайнеров, которые перешли в дизайн из разработки по причинам, схожим с вашими. Знаю несколько разработчиков, которые пришли в разработку из дизайна, потому что не могли смириться с нежеланием разрабов делать так, как нужно, а не так как им хочется. И те и другие счастливы. Самому младшему из них 29 лет.
Не питайте иллюзий по поводу того, что дизайн = рисование. Область знаний, связанных с дизайном на пару порядков шире чем область знаний, нужная для верстки. Для вас откроется дивный новый мир. Если вы к этому не готовы - найдите нормального дизайнера и работайте в паре с ним по заранее оговоренным стандартам.
Когда я смотрю на проекты на биржах по дизайну, то вижу десятки, а то и сотни откликов.
Я не уверен, что дизайн хорошо оплачивается.
Если речь о крутом креативе - то его суть не в технической грамотности. а в креативе. Ресайз макетов - это не совсем креатив.
Дизайнеры вообще делятся на: технических и креативных. И есть большие сомнения, что это тренируется.
Вывод
надо просто включать в стоимость дополнительную работу по адаптиву.
есть смысл найти исполнителей (например меня), которые под Вашим чутким руководством будут Вам делать адаптив
есть смысл собрать команду, чтобы делать проекты "в одной каске"
Лично мое мнение, что на самом деле проект должен начинаться с совершенно другого - точно не с дизайна.
Начало любого проекта - маркетинговый анализ. Что и как ищут в интернете? Как формулируют поисковые запросы?
Правильно вообще начинать с запуска тестовой плошадки (возможно даже странички в соцсети) на которую будет литься трафик с рекламы в поисковиках. В рекламном аккаунде поисковика получится отследить какие запросы работают.
На основе запросов можно формировать семантическое ядро. ПОсле кластеризации можно сформировать структуру сайта. На основе структуры (и понимания ЦА) можно делать дизайн.
Т.е. если говорить о ролях в проекте - это
Интернет маркетолог (сеошник, таргетолог. аналитик)
Переводчик, копирайтер
Дизайнер
Фронтэнд разработчик
Бекэнд разработчик
Поэтому если уж и развиваться - то я бы на Ваешем месте выбрал интернет-маркетинг.
Имхо, для многих бюджетных проектов - все это лишнее.
Нужно брать шаблон (часто, бесплатный) и вносить в него незначительные корректировки.
Либо объяснять клиенту, что
"Я рад что Вы так серьезно относитесь к этому проекту. 90% других заказчиков этого не делают. Вы особенный. Мне приятно с Вами работать. Наконец-то ко мне пришел такой интересный проект.
Его реализация обойдется в дополнительных 500-1500% от той суммы, которую мы оговаривали. И вот почему: кроме оговореного с Вами объема работы мне надо сделать дополнительно....
Если Вы готовы на такое увеличение бюджета - работаем дальше. Если нет давайте пока запустим урезанную работоспособную версию, а потом по мере развития Вашего бизнеса будем воплощать все замечательные вещи, которые Вы придумали."