Имеет ли смысл создавать свой собственный игровой движок?
Зависит от цели создания.
Если для конкуренции с существующими движками, то не имеет - весовые категории не те.
Смысл имеется, если целью ставится:
- получение опыта;
- наработка портфолио;
- разработка специфичной технологии для частного случая, который не закрывается популярными универсальными движками;
- получение удовольствия.
Какого уровня программисты занимаются созданием игровых движков?
Любого, в зависимости от цели.
Если таковой имеется у группы программистов-энтузиастов, что можно ли его предложить существующим российским компаниям по разработке игр, чтобы показать навыки кодинга, после чего применить в обиход для разработки проектов?
Предложить можно всё, что угодно, но никто не согласится. Можно попробовать найти финансирование под разработку готовой игры с УНИКАЛЬНЫМ геймплеем на этом движке.
Имеет ли смысл переписывать компоненты существующих движков (например рендер-составляющую в Unity), для собственных нужд?
Вполне, если это позволяет лицензия движка. В любом сложном продукте существует огромное число узких мест, которые можно сделать лучше.
Программист 3D-графики и шейдеров ( OpenGL, DirectX ) = программист движка? :)
Смотря какой программист и смотря какой движок :-D
Вообще понятие «движок» очень расплывчатое, так что и да и нет.