Задать вопрос
AVollane
@AVollane
Начинающий C# разработчик

Почему программа выдаёт неверное, но близкое значение?

Здравствуйте! Пишу библиотеку для решения систем линейных алгебраических уравнений. Решает она при помощи алгоритма Гаусса и алгоритма итераций, взятых с GitHub. Для тестирования создал проект модульных тестов, тесты описал, но все они выдают ошибку, ибо число, которое получается неверное, но всё же очень-очень близко к нужному.
Из разряда:
60a02e79f1763707302199.png

Не знаю, что с этим делать. Алгоритмы вызываются через класс-прослойку.
Вот код алгоритма Гаусса:
namespace SSLELibrary.Alghoritms
{
    internal class GaussSolutionNotFound : Exception
    {
        public GaussSolutionNotFound(string msg)
            : base("Решение не может быть найдено: \r\n" + msg)
        {
        }
    }

    internal class GaussAlghoritm
    {
        private double[,] initial_a_matrix;
        private double[,] a_matrix;  // матрица A
        private double[] x_vector;   // вектор неизвестных x
        private double[] initial_b_vector;
        private double[] b_vector;   // вектор b
        private double eps;          // порядок точности для сравнения вещественных чисел 
        private int size;            // размерность задачи


        internal GaussAlghoritm(double[,] a_matrix, double[] b_vector)
            : this(a_matrix, b_vector, 0.0001)
        {
        }
        public GaussAlghoritm(double[,] a_matrix, double[] b_vector, double eps)
        {
            if (a_matrix == null || b_vector == null)
                throw new ArgumentNullException("Один из параметров равен null.");

            int b_length = b_vector.Length;
            int a_length = a_matrix.Length;
            if (a_length != b_length * b_length)
                throw new ArgumentException(@"Количество строк и столбцов в матрице A должно совпадать с количеством элементров в векторе B.");

            this.initial_a_matrix = a_matrix;  // запоминаем исходную матрицу
            this.a_matrix = (double[,])a_matrix.Clone(); // с её копией будем производить вычисления
            this.initial_b_vector = b_vector;  // запоминаем исходный вектор
            this.b_vector = (double[])b_vector.Clone();  // с его копией будем производить вычисления
            this.x_vector = new double[b_length];
            this.size = b_length;
            this.eps = eps;

            GaussSolve();
        }

        internal double[] XVector
        {
            get
            {
                return x_vector;
            }
        }

        // инициализация массива индексов столбцов
        private int[] InitIndex()
        {
            int[] index = new int[size];
            for (int i = 0; i < index.Length; ++i)
                index[i] = i;
            return index;
        }

        // поиск главного элемента в матрице
        private double FindR(int row, int[] index)
        {
            int max_index = row;
            double max = a_matrix[row, index[max_index]];
            double max_abs = Math.Abs(max);
            //if(row < size - 1)
            for (int cur_index = row + 1; cur_index < size; ++cur_index)
            {
                double cur = a_matrix[row, index[cur_index]];
                double cur_abs = Math.Abs(cur);
                if (cur_abs > max_abs)
                {
                    max_index = cur_index;
                    max = cur;
                    max_abs = cur_abs;
                }
            }

            if (max_abs < eps)
            {
                if (Math.Abs(b_vector[row]) > eps)
                    throw new GaussSolutionNotFound("Система уравнений несовместна.");
                else
                    throw new GaussSolutionNotFound("Система уравнений имеет множество решений.");
            }

            // меняем местами индексы столбцов
            int temp = index[row];
            index[row] = index[max_index];
            index[max_index] = temp;

            return max;
        }

        // Нахождение решения СЛУ методом Гаусса
        private void GaussSolve()
        {
            int[] index = InitIndex();
            GaussForwardStroke(index);
            GaussBackwardStroke(index);
        }

        // Прямой ход метода Гаусса
        private void GaussForwardStroke(int[] index)
        {
            // перемещаемся по каждой строке сверху вниз
            for (int i = 0; i < size; ++i)
            {
                // 1) выбор главного элемента
                double r = FindR(i, index);

                // 2) преобразование текущей строки матрицы A
                for (int j = 0; j < size; ++j)
                    a_matrix[i, j] /= r;

                // 3) преобразование i-го элемента вектора b
                b_vector[i] /= r;

                // 4) Вычитание текущей строки из всех нижерасположенных строк
                for (int k = i + 1; k < size; ++k)
                {
                    double p = a_matrix[k, index[i]];
                    for (int j = i; j < size; ++j)
                        a_matrix[k, index[j]] -= a_matrix[i, index[j]] * p;
                    b_vector[k] -= b_vector[i] * p;
                    a_matrix[k, index[i]] = 0.0;
                }
            }
        }

        // Обратный ход метода Гаусса
        private void GaussBackwardStroke(int[] index)
        {
            // перемещаемся по каждой строке снизу вверх
            for (int i = size - 1; i >= 0; --i)
            {
                // 1) задаётся начальное значение элемента x
                double x_i = b_vector[i];

                // 2) корректировка этого значения
                for (int j = i + 1; j < size; ++j)
                    x_i -= x_vector[index[j]] * a_matrix[i, index[j]];
                x_vector[index[i]] = x_i;
            }
        }
    }
}


Класс-прослойка:
namespace SSLELibrary.Utils
{
    public static class EquationSolver
    {
        public static double[] Gauss(LinearEquationSystem system)
        {
            GaussAlghoritm gauss = new GaussAlghoritm(system.Matrix, system.RightPart);
            return gauss.XVector;
        }

        public static double[] Iterations(LinearEquationSystem system)
        {
            IterationsAlghoritm iterations = new IterationsAlghoritm(system.Matrix, system.RightPart);
            return iterations.XVector;
        }
    }
}


Тест для метода Гаусса:
[TestMethod]
        public void GaussAlghoritmTest()
        {
            // Arrange
            double[] firstEquationCoeffs = new double[] { 2, -3 };
            double firstEquationFreeMember = 5;

            double[] secondEquationCoeffs = new double[] { 1, -2 };
            double secondEquationFreeMember = 3;

            Equation equation1 = new Equation(firstEquationCoeffs, firstEquationFreeMember);
            Equation equation2 = new Equation(secondEquationCoeffs, secondEquationFreeMember);

            LinearEquationSystem equationSystem = new LinearEquationSystem(new Equation[] { equation1, equation2 });

            // Expect
            double[] expectedAnswer = new double[] { 1, -1 };

            // Actual
            double[] actualAnswer = EquationSolver.Gauss(equationSystem);

            Assert.AreEqual(expectedAnswer[0], actualAnswer[0]);
            Assert.AreEqual(expectedAnswer[1], actualAnswer[1]);
        }


Заранее большое спасибо!
  • Вопрос задан
  • 133 просмотра
Подписаться 1 Простой Комментировать
Решения вопроса 2
wataru
@wataru Куратор тега Алгоритмы
Разработчик на С++, экс-олимпиадник.
Потому что вычисления происходят не точно из-за ограниченности встроенных типов данных с плавающей запятой. Полученные ошибки округления накапливаются и вы получаете что-то очень близкое к аналитическому ответу, но не его.

Можно в тестах требовать совпадение с некоторой абсолютной или относительной погрешностью.

Если нужна максимальная точность, то нужно использовать длинную арифметику или с плавающей или фиксированной точкой. Или считать в рациональных числах (тоже придется самим писать тип или использовать библиотеку).

Еще можно использовать более устойчивые к ошибкам округления методы. Метод гаусса не лучший выбор.
Ответ написан
Комментировать
gbg
@gbg
Любые ответы на любые вопросы
Это нормально и так и должно быть - компьютеры считают с погрешностью. В зависимости от того, насколько плохо обусловлена система, вы можете получить погрешность от 0 до примерно 15 верных знаков после запятой.
Ответ написан
Пригласить эксперта
Ваш ответ на вопрос

Войдите, чтобы написать ответ

Похожие вопросы