Добрый день, коллеги.
Заинтересовался в последнее время, а правильно ли мы делаем сайты?
Собственно, стоит задача - создать сайт с нуля, полноценный функциональный сайт-каталог, с ценами, прайсами, акциями, баннерами, даже личным кабинетом пользователей, функциональной админкой и так далее.
Но хочется подойти к решению вопроса как можно правильней, точнее, чтобы в дальнейшем было меньше проблем.
В интернете этапы разработки сайта описаны очень по-разному.
Где-то пишут, что сначала нужно прототип, потом дизайн, и уже потом подгонять оптимизацию.
В другом месте, начинать нужно с семантики, потом сео-копирайтинг и уже потом прототипирование, дизайн и верстка.
Помогите разобраться, какой же правильный порядок в создании сайта.
Чтобы не было как с ремонтом квартиры - сначала сантехнику поставить на места, а потом плитку на пол класть)))
Имеется ввиду именно создание сайта с нуля и под ключ.
И речь идет именно про коммерческие сайты, продающие что-либо, с каталогом продукции.
1- структура каталога (тут и семантика и ее кластеризация и распределение по страницам)
2- продумывается ui/ux для всех типов страниц сайта (от прототипа до дизайна с учетом рекоммендаций SEO по коммерческим факторам)
3- верстка и натяжка с учетом SEO ТЗ по техническим факторам
4- сам контент и его размещение необходимо продумывать на этапе разработки ТЗ. SEO тексты пережиток прошлого, сейчас нужно делать все для людей.
На первом месте всегда UX. В целом при разработке прогеры, дизайнеры и сеошники могут работать практически параллельно, при условии что есть четкие ТЗ.
На первом месте решаем, какие бизнес задачи будет решать наш сайт, и почему это выгодно, и какой тип магазина запустить лучше.
А потом пишем ТЗ.
SEO и прочее вообще можем отложить. Сначала MVP , а потом дорабатывает. Поймите, что главный вопрос не в том, насколько красивый и современный будет ваш сайт, а в том, сколько денег он принесет здесь и сейчас. Очень много разработчиков этот момент теряют из виду.
Dmitry Bay, все так и есть, если SEO не планипуется каналом продаж делать изначально, то его можно отложить. В первую очередь нужно ориентироваться на задачи бизнеса.
Однако в вопросе тегом указана поисковая оптимизация и вопрос конкретно про этапы, я их и описал с учетом оптимизации.
sim3x, ui/ux здорово прорабатывают на этапе прототипирования изначально и далее на всех этапах. Опять же смысл именно в ориентировании проекта на удобство пользователей.
Сеошников привлекают очень многие адекватные заказчики, потому что адекватный сеошник очень здорово помогает в дальнейшем избегать затраты на переделку сайта, так как разрабы делают очень нелепые ошибки которые в дальнейшем не дают сайту куда-то расти.
Составление ТЗ подразумевается, а десяток этапов обсуждения описывать вообще считаю бредом.
sim3x, если вы умеете общаться, то на практике можно выяснить у клиента что ему требуется. Тем более что вопрос в данном случае задан про конкретный проект.
Про лишнее звено, это мысль типичного разработчика ничего не смыслящего в SEO. :(
Про лишнее звено, это мысль типичного разработчика ничего не смыслящего в SEO. :(
До недавнего времени тоже не брал в расчет сеошников, занимаясь только разработкой.
Но сейчас понимаю, что без структуры, при чем правильной, вся разработка может полететь в попу)
sim3x, Сергей Горячев, в магазине с каталогом товаров копирайтинг в принципе не особо нужен. Нужены
-структура каталога удобная пользователю
-хорошие фильтры товаров
-грамотная карточка товара с отзывами, характеристиками, фотографиями и прочим
-удобные формы и корзина
Тут копирайтингу уделятся внимания может очень мало, так как самое главное это функционал и правильная структура карточки товара, учитывающая все элементы необходимые для продажи.
Ну и фильтр крайне важен, там вообще нет никакого копирайтинга.
sim3x, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D...
Копира́йтинг — написание текстов презентационного и рекламного характера. Это тексты, которые стимулируют рост продаж или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею.
sim3x, Рерайтинг
Рера́йтинг (англ. rewriting) — обработка исходных текстовых материалов в целях их дальнейшего использования. В отличие от копирайтинга, за основу берётся уже написанный текст, который пишется своими словами...
Сергей Горячев, Сергей, вы ожидали просто какого-то ответа. Но решения тут не существует. Вы можете идти строго по плану одной из методологий разработки проектов, но все это упирается в бюджет заказчика.
Иначе говоря, у заказчика есть 100 руб, и это хватит на хороший инет магазин без разной волокиты у хорошего фрилансера.
либо на эти деньги вы сможете вывести сайт визит у большой компании, так как у них есть всяких проект-менеджеры. И конкретный случай не решает.
Мое мнение- что вы должны считать, что заказчик - инвестор. И вы должны помочь заработать ему денег. (повторяюсь с предыдущим ответом, да) Все остальное не важно.
А Кейсов, когда человек думает, что ему надо что-то, но без анализа компетентными людьми - множество.
допустим, бюджет - овердохера.
Мне нужно понять, какие люди вообще участвуют в разработке и какую работу делают, и главное, в каком порядке.
Просто пример.
Дизайнер нарисовал дизайн, а сеошник говорит, меню должно быть в 20 пунктов, поэтому горизонтальное не подойдет. Дизайнеру придется переделывать эту работу.
Вот таких моментов мне нужно избежать.
Это не боевая задача, скорей теория.
Сергей Горячев,
Масштабируйте!
Если нужен проект-менеджер, он решает коммуникации между разработчиками.
Ошибки, которые вы озвучили - встречаются очень часто. И это лишь рабочие моменты. Ничего страшного в этом нет.
К примеру, менеджер дал задание дизайнеру, тот выкатил прототип, мы его утвердили с UI/seo и тд, со всеми заинтересованными людьми, которые могут ответить быстро, есть ли ошибки в их сфере. И дают правки. Правки эти исправляются на раз два.
Бывает, что правки запоздалые, но общение между разработчиками сводит к минимуму временные потери.
2 моих случая за последнюю неделю:
1) RN разработчик не учел вход через email/parol дефолтные на сайте, а делал все через FB, так как понял это задание так со стороны тим лида моб. приложения. Вопрос подняли, вопрос решили.
2) RN разработчик потребовал дополнительные размеры всех изображений на сайте. чтобы на моб приложении активная загрузка выглядела красиво. Да, не учли это, хотя я месяц назад орпшивал всех, какие разремы нужны на каждое изображение. Сейчас вопрос на стадии обсуждения, со стороны разработчика бэкенда - написать пару действий на генерацию нужных размеров.
Если вы ищите серебрянную пулю, то её нет. Кто как хочет, так и делает.
Дизайн, верстка и программирование всегда идут параллельно. Чтобы не причинять друг-другу боль.
Что касается коммерческих сайтов. Кто ими занимается, для себя уже выработали все алгоритмы. Это приходит с опытом.
Кроме дизайна, верстки, программирования еще куча этапов же существует.
Семантика, структура, контент, прототип, в конце концов заполнение, оптимизация, контекст и хрен знает что еще)))
Понятно, что каждый делает "как хочет", но должна же быть "золотая середина".
Или например, четкие предписания, к примеру, не делать дизайн до составления семантического ядра. И так далее.
sim3x, вот собственно, тут и возникает другой вопрос, каких специалистов привлекать к работе? Чтобы сайт сделать не говном, а качественный проект выдать. Даже в крупных студиях чаще всего сайт делает два человека, дизайнер и верстак-программер.
sim3x, допустим, бюджет - овердохера.
Мне нужно понять, какие люди вообще участвуют в разработке и какую работу делают, и главное, в каком порядке.
Просто пример.
Дизайнер нарисовал дизайн, а сеошник говорит, меню должно быть в 20 пунктов, поэтому горизонтальное не подойдет. Дизайнеру придется переделывать эту работу.
Вот таких моментов мне нужно избежать.
Это не боевая задача, скорей теория.
sim3x, хорошо, допустим, что действительно так.
Но где семантика? Без грамотно составленного семантического ядра делать сайт?
Речь ведь не про лендинг для директа.
Sanes, "хоть как-то" я делаю 5 лет.
На места многое уже встало, свое представление у меня есть.
Но я ж в первом вопросе говорил "Заинтересовался в последнее время, а правильно ли мы делаем сайты?".
Вопрос этот встал после одного из последний проектов, когда неграмотно составленная структура проекта заставила работать всю команду в два раза больше времени.
Естественно, получив при этот в два раза меньше денег.
Согласен, это единичный случай, возможно, но хочется избежать и этого в дальнейшем.
Вопрос этот встал после одного из последний проектов, когда неграмотно составленная структура проекта заставила работать всю команду в два раза больше времени.
Естественно, получив при этот в два раза меньше денег.
Для этого и существует коэффициент т.н. страховки. Когда вы берете деньги с запасом на форс-мажор. В 10 проектах не случается, в одном случается.
Нету никаких золотых середин. Сайт это не стул, который сделал и сидишь на нем. Сайт постоянно должен развиваться, улучшаться, подгоняться под современные требования. Что не развивается - то умирает. А до того как пользователь увидит сайт, создавать его можно как угодно, а значит так как вам нравится, так как вам удобнее будет. Методом проб и ошибок появится понимание того что работает, а что нет, что нужно, а что нет. Так и появится волшебная пилюля, но она будет работать только для вас. Вот именно по этому есть огромная куча методологий создания каких угодно сайтов, но нету одной убер штуки под все все все.
Ваш вопрос насколько странный и у меня родился встречный - а вы прямо на хостинге на действующем домене вашего подопечного эту задачу решать будете?))
Вопрос номер два. Какое отношение к созданию сайта имеет семантика, контент, оптимизация?
Вы перечитали интернета, имхо, и у вас в голове винегрет. Если вы с таким багажом знаний решили делать сайт для клиента - мне его жаль. Если для себя и это попытка сэкономить на себе - то результат вас неприятно удивит.
Так вот сайт разрабатывается в команде и разумеется не на живом.
команда состоит из дизайнера, художника, верстальщика, программиста, СЕО оптимизатора, копирайтера, корректора и контент менеджера если под ключ. И без двух последних пунктов если обычная разработка. Даже если это одинокий фрилансер-разработчик совмещающий в себе первые 3 пункта, то оптимизация и наполнение явно лишнее. Обычно клиент заполняет сайт сам, а оптимизатор привлекается со стороны. Человека совмещающего в себе все эти профессии на достаточно высоком уровне, я встречала лишь однажды.
1. С чего вы решили, что я решил разработать сайт прям на хостинге и домене, про них вообще не обсуждалось.
2. Если для вас семантика не имеет отношения к сайту, то я прям и не знаю, как дальше отвечать на вопросы.
3. Естественно, в команде.
Как я уже сказал, тут назревает вопрос, каких специалистов привлекать для полноценной разработки проекта. Менеджер, дизайнер, копирайтер и так далее.
4. Сайт заполняет клиент? Еще более глупое утверждение, для этого есть контент-менеджер, который работает по рекомендациям оптимизатора, либо же, контент-менеджер заполняет сайт, а оптмизитор после проверяет / оптимизирует мета теги и заголовки, если требуется, тут как получится.
Все очень просто на самом деле. Есть разные сайты, клиенты, задачи, требования, ограничения, инструменты и прочее — поэтому разработка каждого отдельного сайта есть процесс уникальный и всегда есть нюансы. В целом весь процесс выглядит примерно так:
Подготовить ТЗ
Собрать требования, ограничения
Подготовить ЧТЗ
Сделать декомпозицию задачи на подзадачи/подсистемы/подмодули
Где-то пишут, что сначала нужно прототип, потом дизайн, и уже потом подгонять оптимизацию.
В другом месте, начинать нужно с семантики, потом сео-копирайтинг и уже потом прототипирование, дизайн и верстка.
Сергей Горячев, отталкиваясь от ТЗ, вы будете знать что вам делать.
Есть же компании, у которых уже есть готовые логотипы, цветовая гамма, общее видение эскиза.
Есть компании, где этого ничего нет.
Есть компании, которым это не нужно.
Поэтому истина - сперва пишут ТЗ, а далее - зависит от ТЗ.
Saboteur, не, фирменный стиль, логотипы и прочее, не относятся к разработке сайта.
Даже если и относятся, это можно сделать в самом начале и ничего не изменится в процессе разработки.
Вот составили ТЗ, дальше собственно ПМ должен поставить задачу, кому?
Saboteur, бюджет позволяет привлекать ЛЮБОЕ количество сострудников, нужен соешник - будет сеошник, нужен дизайнер - будет дизайнер, нужна уборщица - будет уборщица.
Фирменный стиль, логотипы, цветовая гамма - критически влияют на дизайн.
Также на дизайн влияет количество требуемых фич.
Поэтому сперва решается high-level архитектура - какие фичи, сколько сайтов (внешний, админка, внутренний, для зарегистрированных юзеров, поддержка не только магазина но и внутреннего учета, или интеграция с какой-нить уже существующей, соответственно технологический стек).
Прототип дело такое, его можно и примерно нарисовать, но дизайнеру нужен как минимум usercase, чтобы понимать что рисовать, сколько страниц, какие.
Поэтому идет не то, чтобы прототип, а схематическое изображение всех страниц/меню.
На этом этапе может идти уже прототипирование программное, базовый функционал.
А дизайнер делает несколько вариантов хотя бы заглавной страницы + парочку второстепенных в картинке. Картинки смотрят, уточняют, выбирают, отправляют на доработку, потом один из вариантов утверждают. По утвержденным картинкам уточняется прототип для программистов, а дизайнер делает уже полный набор, который передает на верстку.
Как вы видите я привел опять не истину, а на базе ваших слов прикинул какой-то конкретный кейс.
Так и в жизни - от ТЗ и смотришь, что раньше, что позже, что можно парралельно.
Какой бы бюджет не был, конкуренты не дремлют, следовательно затраты нужно минимизировать, а для этого оптимизировать работу, чтобы люди не простаивали, и проект сдать как можно быстрее.
Как обычно есть два выхода.
1. Найти или купить или заказать готовый шаблон, где всё вами перечисленное реализовано. Вообще-то не всё. Копирайтинг и SEO придётся осваивать, или нанимать копирайтера и сеошника.
2. Отложить создание полноценного сайта на пару лет, и засесть за основы веб-программирования, а дальше - всего того, что вы перечислили. Вот это и будет с нуля, судя по вопросу у Вас так и есть. А вот когда выйдет под ключ - будет зависеть только от вас.
Вообще-то, создать и вести полноценный коммерческий сайт, одному человеку, просто не по силам.
Тогда и начните с поиска профи для команды. Определитесь с бюджетом - это важно. Всё настолько взаимосвязано, что здесь вам никто полноценного ответа не даст. Слишком большой материал придётся выдать. Найдите профессионала и начинайте. Удачи.