В чем отличие абстрактного класса от интерфейса в Java?
Все упирается в понятие "тип". В былые времена, то есть во времена языка Simula, из которого черпали вдохновение создатели C++, были только классы. И на классах базировалась система типов. Причем механизм наследования был реализован так, как реализован, исключительно для экономии памяти, которая в те времена была очень дорогой.
Для того чтобы достичь полиморфизма, мы должны иметь возможность объявлять абстрактные типы. Мол "любая хрень которая имеет такой тип будет работать как надо". Потому в языках типа C++ появились абстрактные классы. Поскольку иногда нам хочется делать композицию абстрактных типов, в C++ реализовали множественное наследование.
В Java, которая во многом черпала вдохновения из C++ и smalltalk, решили ввести еще одну сущность - интерфейсы. Это был своего рода упрощенный способ задать абстрактный базовый тип. По итогу чтобы не решать проблему бриллианта (или ромба) от множественного наследования было решено отказаться и дать возможность классам имплементить несколько интерфейсов.
За счет этого мы получаем возможность делать композицию типов как мы захотим. То есть вся разница сводится к тому, что при наследовании от абстрактного класса, мы именно наследуем классы, в то время как интерфейсы позволяют нашим классам имплементить абстрактные типы.
В целом абстрактные классы нужны тогда, когда вам нужно наследование. Обычно это в ситуациях, когда у вас есть несколько классов, которые должны иметь общий абстрактный тип (то есть нельзя выделить наиболее слабого по ограничениям предка). Например если мы делаем цепочку классов String <- Email, то тут нет смысла в абстрактных классах так как тип String уже включает в себе подмножество типов Email.
В целом в java8 уже ввели возможность интерфейсам иметь базовую реализацию, так что не удивлюсь если со временем от ключевого слова extends в принципе откажутся, избавившись от лишней сущности.
Так же рекомендую к прочтению:
www.javaworld.com/article/2073649/core-java/why-ex...