Что должен знать разработчик о сетях и устройстве ос?
Что то вроде книг Таненбаума, только не в 1000 а в 100 страниц.
Вряд ли это будет книга, скорее цикл статей?
Часто такое закладывают в закладки, или TODO списки, поделитесь пожалуйста у кого под рукой?
UPD: оставим нужно/не нужно, я и сам без этого работал, а сейчас понадобилось
Далее можно уже после прочтения походить по смежным статьям и разобраться как работает адресация в сети например и т.п. Учить заголовки для протоколов не надо. Но как скажем устанавливается TCP соединение знать стоит, хотя бы приблизительно. Ну и разницу между TCP и UDP осозновать неплохо.
По операционным системам: тут все зависит от того что вы хотите знать... Проще было бы Танембаума почитать, менее разрозненно информация была бы воспринята, а скучные главы можно было бы пропускать и возвращаться к ним за прояснением каких-то определенных моментов.