Какие области человеческих знаний/навыков/способностей скорее всего можно формализовать?
Программирование, обобщив и упростив научно-популярно, можно описать как передачу человеческого (программиста) умения решить некую задачу – машине. После этого программист может отстраниться, но его умение, формализованное в коде, продолжит функционировать без него, с возможностью неограниченно множиться (копии программы).
Интересно представить, как можно таким же образом увековечивать и нетехнические умения. Например, творческие. Пусть, какие-то совсем узкие, изолированные моменты. Пусть, только манеру художника класть мазки – без композиции, «вИдения» – только технику. Или манеру конкретного гитариста строить соло (скорее, Angus Young чем Nuno Bettancourt).
Мне кажется, нужны как минимум трое: обладатель навыка, программер / специалист по формализации и специалист в области, из которой берётся навык. Скажем, чтобы передать навык почерка, помимо пишущего человека, нужен кто-то, кто скажет, что в этом языке характерными являются такие-то связки и лигатуры, и «подопытному» необходимо и достаточно для образцов написать такие-то упражнения.
Для чего всё это? Ну, скажем, любопытно было бы попробовать скрестить манеру игры Кирка Хэммета и Брайана Мэя, или попытаться смоделировать, что бы ещё нарисовал Дали, будь он жив.
Вопрос: как оценить сложность / реализуемость такого «снятия» навыка для конкретного случая, и какие области применения приходят вам в голову?
Медицина, диагностика.
Экспертов - как носителей компетенции, так и аналитиков - полно, окончательное мнение во многом однообразно, хотя по некоторым вопросам эксперты согласия не имеют до сих пор. Тем не менее, на 80% все согласны друг с другом. Если не считать молодых идиоток, вроде посоветовавшей расположить меня вверх ногами, чтобы мокроту обычного гриппа выкашлять.
Сложность? Ну, IBM Watson начинает потихоньку справляться.
Что касается любопытства, то вам его дешевле реализовать единично заплатив профессиональному гитаристу-художнику за исполнение в чужой манере заказанного вами сюжета. Практического (возврат инвестиций) в вашем любопытстве я не обнаруживаю.
Формализовать и алгоритмизировать это разные понятие. Формализовать можно все, а вот алгоритмизировать - не факт.
Например, что мог бы нарисовать Дали вы не сумеете, т.к. кроме самих навыков есть комбинация их применения и развитие по ходу. В итоге вы стокнетесь с несечтным множеством вариантов, которые впринципе не загонишь в алгоритмы.
А вот скрестить игру и посмотреть, как это звучит на известном произведении - вполне возможно.
Сложность формализации невозможно оценить или даже прикинуть. Т.к. в процессе могут возникнуть подводные камни, которые на сегодняшнем уровне абстракций просто не обойти.
Можно формализовать навык "пить пиво":) А если по сути можно формализовать лишь те задачи, которые можно полностью осмыслить и описать опираясь на ограниченный, минимальный набор терминов, если удастся описать базовый набор и логику их взаимосвязи то формализация удалась и можно строить алгоритм. Где именно это используется можно найти гуглом по тексту "для чего нужны экспертные системы"