Главные критерии для программиста (реалии таковы)
1. оперативная память, чем больше тем лучше, работать можно и с 8 (visual studio при меньших объемах тормозит), но есть направления, где разработчику требуется разворачивать свои сервисы в виртуальных машинах а там оперативная память ой как критична.
Плюс, к примеру если работаешь с данными, большой объем оперативной памяти экономит время на разработке (к примеру вместо использования sql можно разместить все данные в оперативной памяти и пользоваться своими алгоритмами)
2. клавиатура - ноутбучные раскладки - это ад, неправильное размещение управляющих клавиш (стрелки, page up/down/home/end, ins/del да банально enter не на том месте или требование нажимать fn чтобы рядовые комбинации использовать, сильно портят нервы, да если поднапрячся можно перенастроить все горячие клавиши на свои комбинации, привязывая себя к своей раскладке, но через годы позе будешь мучиться наоборот на нормальной клавиатуре
3. монитор - размер монитора современного разработчика 23"..27", все что меньше - мучение, все IDE и не только рассчитаны на большой экран и FullHD разрешение, 2к и 4к можно отскалить до нужного масштабированием и будет даже приятнее (шрифты лучше выглядят на 4к) а уж дизайнерам и подавно нужно работать с таким разрешением чобы соответствовать мейнстриму
Ноутбучные 17" это либо очень все мелкое (FullHD) и напрягает глаза либо если по глупости HD720 (или 1360x768 есть такой популярный нестандарт) и это терпят только ради мобильности, значение чего слишком переоцененно и имеет смысл если дома работать не получается а рабочего места нет.
4. скорость процессора в 1 потоке (single thread в бенчмарках)
разработчика совершенно не должно волновать сколько потоков умеет его процессор (больше 4 и ладно), но вот объем процессорного кеша и производительность на поток - очень важны, так как в конечном счете время, которое разработчик тратит на компиляцию и подготовку окружения очень важно, для нервов, даже 30% разницы (а это та разница между одного ценового диапазона ноутубков и десктопа) очень заметны, разработчик тратит огромное время на эксперименты со своим кодом, поправил, запустил, снова подправил, и если время между этими действиями больше некоторого периода (секунды даже меньше, у разных людей по разному) это сбивает настрой, что то связанное с короткой памятью,... в общем это надо прочувствовать и поработать на быстрых и медленных машинах чтобы понимать
5. скорость и размер ssd, это в догонку к пункту 4, в современной разработке скорость подготовки окружения (развертывания докер контейнера например) очень важна и поверь, сидеть на hdd ты не пожелаешь, особенно если у тебя win10 или не дай бог win11. А если у тебя виртуальные машины крутятся, размещать их на hdd еще хуже (когда у меня не хватало ssd я размещал базовую виртуалку на hdd а снапшоты, с которых работает приложение, размещаются на ssd, это дает неплохой бонус к производительности при этом на ssd размещается от силы 5-10% данных..
подумай 10 раз, так ли тебе нужен ноутбук, так как за те же деньги можно собрать заметно более крутой стационарный компьютер