Согласен с
Mikalai Bulava и
McBernar , дополню:
Ответ может показаться не в тему и как уход от вопроса, но вы постарайтесь услышать - "
идти в дизайн!" - т.е. просто
начать идти куда-нибудь. Как говорят в религиях и т.д. - у каждого своя дорога к некоторому центру (богу, истине, красоте, смыслу...).
Уточнения по поводу "куда идти?" см. ниже в "В чем разбираться?"
Второй момент - как идти? Это важно. Разберитесь, что есть самое главное в дизайне (как делать так, чтобы дизайн был "крутой", "прибыльный", "удобный" и т.д.), практически делая то, что больше всего по душе/проще/быстрее - т.е. необходимо овладеть комплексом теории + практики, которые должны постоянно друг друга сменять. Обязательно, чтобы то что вы узнали (теория), вы воплощали на практике, а результаты практики в свою очередь осмысливать (рефлексировать), формируя теоретические представления о вашем деле. Только в таком балансе возможна продуктивная
профессиональная деятельность, не бытовая/обыденная.
КАК разбираться? (aka "освоение профессиональной культуры")
1) Освоение любого дела (профессиональной деятельности) начинается с наработки базы конкретных решений конкретных задач - т.н.
репродуктивная культура. Поэтому собирайте коллекции лучших решений в вашем деле, а также осваивайте их не только теоретически, но и практически - повторяйте лучшие образцы (как ученики худ. школ). Чем больше итераций (кейсов, задач) вы решите, тем большим диапазоном конкретный решений будете владеть. Это даст вам базу для перехода на след уровень освоения вашего дела.
2) Обобщение опыта - выработка ориентиров (aka принципов, закономерностей) - т.н.
"концептуальной модели деятельности". Помните, что до вас жило огромное кол-во людей и они наработали огромное кол-во опыта (полезного и не очень). Чтобы опыт обобщить, надо его сначала иметь. На первом этапе вы этот опыт через себя пропустили. Далее опыт надо обобщить... на основани чего см. след пункт - "В чем разбираться?". Примером такой системы может служить, скажем, "метод" К.С. Станиславского или "здание кино" С.М.Эйзенштейна или иные методологии конкретных деятельностей.
3) После создания системного представления о вашем деле, оно переводится на уровень стандартного решения, создается другое альтернативное, более адекватное реальности и т.д. В какой-то момент вы начинаете чувствовать ваше дело "кончиками пальцев", "пятой точкой", "чуйкой", "
интуицией", кто чем - вы начинаете аналитическо-синтетически решать проблемы, а максимально целостно, сразу чувствуя как именно надо сделать в какой ситуации.
В ЧЕМ разбираться? (aka концептуальная модель профессиональной деятельности):
Любую деятельность можно условно в двух "измерениях" увидеть: в динамичном, временном - как процесс, как деятельность, и в статическом, пространственном - как система, структура. Для наглядности можете представить процесс как ось (x), а систему (многоуровневую) как ось (y).
Дизайн как процесс
(ось x):
Разберитесь в двух вещах: какова надсистема над вами (вокруг вас, вовне) и какова ваша система (внутри):
1) Глобальный процесс [дизайна]: Каков поэтапный процесс от самого начала дизайна до финального результата. Это нужно чтобы понять, какое место конкретно ваша профессия занимает в этом большом процессе дизайна - за какой этап вы отвечаете. И конкретно: что и кто вам должен дать на входе и что и кому вы должны дать на выходе (как свой результат). Если вы работаете, скажем граф дизайнером, рисуете лого, то поймите что, от кого и в каком качестве вы должны получить, чтобы сделать свое дело; и что, кому и в каком качестве вы должны отдать по результатам своего труда.
Если сложно сразу с дизайном, возьмите для тренировки процесс чего угодно: например, приготовления котлет или сборку автомобиля: что сначала надо сделать, что потом.
2) Локальный процесс [дизайна]: Тот конкретный элемент общего процесса разбейте на более локальные фазы, которые относятся именно к вашему делу. Что сначала, что потом. Обратите внимание: я описываю процесс упрощенно - линейно, но бывают рабочие процессы и параллельные и со сложными связями!
Дизайн как система
(ось y):
Это содержательный уровень процесса вашей деятельности. В разных деятельностях содержание разное, т.к. разная специфика решаемых проблем, но есть и общие. Названий у этих трех уровней много разных, мне нравятся больше: идеология, методология, технология (кстати есть одноименная книга по управлению Г.П. Щедровицкого). По другому (в философии) это деление на бытие: материальное, социальное и духовное. Немного другое, но в сущности про тоже деление (от Аристотеля в контексте риторики) на эстетику, логику и этику. Не вдаваясь в эти изощренные теоретичсекие дебри, разберитесь с тремя вещами (
по очереди - от "простого" к "сложному"!!! Ибо, без овладения "простым", "сложным" не овладеть.):
1) Низший уровень / материя / техника и технология / эстетика / "железный" инструментарий:
В живописи это - рисование - умение держать кисть, водить ею как надо. В вождении - умение держать руль, жать на педали. Какие в вашей деятельности инструменты? технические приемы? Надо ими уметь пользоваться. Обычно их не так много (не беру во внимание их бесчисленные комбинации). В вашем конкретно случае - дизайне - суть в
организации пространства-времени. Обычно про динамику забывают, говоря только о пространстве. То что вы делаете (сайт, логотип, приложение, или пром дизайн: стул, диван, автомобиль или архитектурный дизайн: здание, интерьер) - все это работа прежде всего с пространством! Поэтому разберитесь какие есть приемы работы с пространством. Они в разных сферах (перечисленные выше + живопись, скульптура, архитектура, кино, граф и пром дизайн ...) немного разные ввиду специфики, но в общем - одни и те же. Намекаю что искать прежде всего: в живописи это называется "
графика" и "
живопись". Это основа основ. Этому как могут учат в художках, но не всегда системно.
Сюда же входит и владения софтом и навык программирования (низшего уровня).
2) Средний уровень / методология / социальный уровень / уровень языка / логики
Это уровень, как вам уже сказал
Mikalai Bulava : это владение приемами (методологией - совокупностями методов, средств, методик) социологии, психологии, биологии, математики, среднего уровня физики, экономики, драматургии, маркетинга и т.д. Набор предпочтительный зависит от вашей конкретной специализации. Но прежде всего к этому уровняю относятся то, что называется "логика" как основа методологии науки, естественнонаучного познания и "язык" - как основа гуманитарного познания (семиотика, герменевтика). А конкретно: языки естественные надо знать (рус, англ, китайский, французский, немецкий прежде всего), языки программирования, языки вашей специальности (киноязык, язык живописи, язык граф дизайна и т.д.). Конкретно на этом уровне про дизайн надо понять: а) как устроен дизайн как средство удовлетворения низших и средних (по Маслоу) потребностей - как помогать людям
удобно решать их проблемы. б) как устроен дизайн как искусство - как средство выражения смыслов, художественных образов, идеи (высшие потребности по Маслоу).
3) Высший уровень / cмысл / идеология / философия / религия / этика
Этот уровень - то, что называется настоящим Творчеством - работа с идеями, смыслами - созданием нового. Поскольку именно новый смысл в основе любого творчества (художественного или технического). Учитесь сначала понимать смыслы, потом с ними работать, выражать их в конкретных дизайн проектах, а затем - создавать свои смыслы. Как писал выше, сначала знакомьтесь с тем что есть: мифология, религии, философские концепции, идеологии всякие, политические идеологии, художественные эстетические направления и т.д. Тема в мире самая мало изученная из всех вообще. Намекаю прежде всего на ТРИЗ (классическая она прежде всего техническая, но она про творчество).
А что сдавать по предметам: выбирайте любое дело вам по душе, выбирайте лучший ВУЗ по этому направлению: Строгановка, МАрхИ, ВГИК и т.д., посмотрите что нужно туда и вперед. Главное -
идите делайте реальное практическое дело, нужное другим людям и вами любимое! И неважно как будет называться ваша профессия. Успехов!