1. Для создания НАТИВНОГО приложения под IOS/Android мне нужны ТОЛЬКО соответсвенно ( Swift | Obj-c)/Java?
Для
приложения - не игры - как правило да, причем Swift и Objective-C это почти одно и то же, но иногда для того же Android приходится работать и с C/C++, а также с парой-тройкой Ассемблеров и машинных кодов :) а иногда целесообразно воспользоваться PhoneGap/XDK/Titanium и писать в основном на HTML+CSS+JS, для iOS аналогично.
2. Для создания нативных игр лучше брать движки (SpriteKit для iOS /(LibGDX для Android)?
Лучше чем что?
Основа игры, в отличие от приложения, - это "движок", либо пишете сами, либо берете, третьего не дано.
4. Если я решил делать игрушки на движке типа Unity/Cocos2D то мене нужно знать только соответвенно C#/C++ без глубокого погуржения в Java/Swift/Obj-c ?
Игры - отдельная область, но сколько-то взаимодействия с API ОС все равно понадобится, также использовать сборщики вроде Gradle, и общие навыки отладки и т.п., а последние три пункта входят в Java/Swift/Obj-C.
5. Движки билдят сразу готовый продукт под оси?
Некоторые "билдят", некоторые просто библиотеки, во втором случае явно IDE и сборщики те же что и для приложений.
6. Что лучше всего брать для разработки кроссплатформенного приложения?
Маркетолога, чтобы сперва убедился действительно ли стоит делать кроссплатформенным.