Инструменты (В чем или на чем) зависят напрямую от:
- типа сувенирной продукции т.к. для тиснения на ежедневниках и печати стикеров разные требования к макетам;
- оборудования т.к. у разных способов изготовления/нанесения разные требования к макетам;
- квалификации работника т.к. до сих пор есть те, кто может работать только в одной программе и не знает о существовании иных форматов файлов.
В общем и целом, чаще используется векторная графика т.к. удобна для масштабирования при печати. Соответственно, создавать макеты надо в векторном редакторе (от самых известных платных Adobe Illustrator и CorelDRAW до менее известных, бесплатных и с менее широким функционалом). Конкретный инструмент должен выбирать дизайнер т.к. именно он будет работать над созданием.
Также используется растровая графика (чаще для более реалистичных и фото изображений). Здесь графических редакторов также много: Adobe Photoshop самый известный, но есть и немало продуктов от других производителей. Выбор конкретного также полагается на дизайнера т.к. вам (руководителю или заказчику) важен результат, а не формат файлов.
Хорошим тоном будет спросить требования к файлам в типографии (или на заводе)
заранее. Это избавит от любых возможных проблем с форматами и техническими особенностями макетов для изготовления. 2016 год на дворе, но я до сих пор не понимаю почему никто так не делает. Если в типографии есть отдел допечатной подготовки (а в хороших и грамотных конторах он есть, сам в таком работал когда-то), то вопросы соответствия макетов требованиям уже не так актуален т.к. они сами все приведут к нужному виду.
А от картинки в мозге до результата процесс приводят простые работники. Клиент ставит задачу, дизайнер её решает и воплощает идеи в макете, далее макеты готовят к производству и типография/завод изготавливает нужную продукцию. Все просто)))