• Кто может объяснить теорию музыки языком программирования?

    @alec_kalinin
    TimeCoder:
    > Грубо говоря, мажорный ряд - это белые клавиши в октаве, минорный - черные?
    Немного не так. Белые клавиши, как и черные клавиши фортепиано -- это просто равноправные 12 нот из октавы (к сожалению, часто фортепиано создает ощущение, что белые клавиши основные мажорные, а черные второстепенные минорные, но это нет так; в гитаре это по другому кстати). Белые клавиши, как и черные, могут входить в разные лады.

    А лад -- это звуковысотная система из семи нот (подмножество из 12), построенная от некоторого базового тона. Мажорный лад -- это система, построенная по системе "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон". Минорный лад -- это система из семи нот, построенная по системе "тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон".

    Если мы возьмем в октаве первую белую клавишу фортепиано, это будет нота "до". Если мы будем от ноты "до" строить мажорную систему "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон", то получим как раз все белые клавиши. Таким образом, все белые клавиши, взятые последовательно от ноты "до", есть тональность до-мажор.

    Если мы возьмем шестую белую клавишу фортепиано, это будет нота "ля". Если мы будем от ноты "ля" строить минорную систему "тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон", то опять же получим опять же все белые клавиши. Таким образом, все белые клавиши, взятые последовательно от ноты "ля", есть тональность ля-минор.

    Если удивляет, что одни и те же белые клавиши могут быть как минором, так и мажором, то сыграйте последовательно I-III-V ступени до-мажора (это будет до-ми-соль) и ля-минора (это будет ля-до-ми) и почувствуйте, как они по разному звучат, хотя это все белые клавиши.

    > Вы описываете, как я уже теперь понимаю, натуральный строй, и вроде бы он практически вытеснен равномерно темпированным?

    Естественным является натуральный лад. На мой взгляд, равномерно темперированный строй есть некоторый компромисс для стандартизации музыки, к которому все привыкли. Но натуральные лады и сейчас очень широко используются. Например, очень много губных гармошек построены по натуральному ряду. И музыканты имеют часто наборы гармошек, чтобы играть в разных тональностях.

    > Про трюки с частотами - интересно, но вроде как нестыковка получается
    Да, с соотношениями я немного напутал. Но, если мне не изменяет память, принцип остается таким же, как я и написал -- высокие гармоники переносятся в однц октаву и это является базовым принципом. Вот подтверждающая цитата из википедии про натуральный ряд: "Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний осциллятора — физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе): частота f основного тона, или первой гармоники, соответствует частоте основного колебания (осциллятора в целом), частоты гармонических обертонов (или высших гармоник) 2f, 3f, 4f, … — частотам колебаний его равных частей".