• Как развиваться начинающему web-разработчику?

    iCoderXXI
    @iCoderXXI
    React.JS/FrontEnd engineer
    Я в начале 2000-х писал приложение для учета некоммунальных услуг ЖКХ для местного МУПа. Начинался этот проект как тестовое задание для приема на работу.

    Писать можно было на чем угодно, но на тот момент для меня лучшим инструментом казался Clipper 5.x, которым я, как мне тогда казалось, более-менее владел.

    Проблема усугублялась еще и неразговорчивостью специалистов, работу которых мне было поручено автоматизировать.

    Забегая вперед скажу, что автоматизация, в конце концов, удалась, из режима работы 3 человека по 8 часов в день 6 дней в неделю, за 6 месяцев после начала внедрения, вышли в режим 1 человек 2 часа в день 5 дней в неделю... Т.е. 3*8*6*4 = 576 человеко-часов превратилось в 2*5*4 = 40 ч/ч, КПД был увеличен в 14.4 раза.

    Так вот, когда ты в принципе умеешь программировать, но не разбираешься в предметной области, необходимо работать парно с профильным специалистом, буквально жить неразлучно до конца проекта. Так я и поступил (и поступаю всегда).

    Но тётушки, работу которых я автоматизировал, никогда в жизни не занимались постановкой задач, декомпозицией, формализацией и прочими прелестями проджект менеджмента, и добиться от них простых смыслов бывало сложнее, чем от пленных партизан. Первым этапом я брал входящую-исходящую документацию и выстраивал все пути трансформации данных.

    Далее я реализовывал эти пути как разумел и предоставлял тётушкам.

    И о чудо, обычно на этом этапе прорезался дар речи (тётушки, как все нормальные люди, обожают критиковать то, что по их мнению "не так"), и на меня начинал сыпаться поток весьма конкретных и ёмких ЦУ (ценных указаний), которые я подробно документировал и впоследствии претворял в жизнь.

    Через некоторое время я овладел предметной областью настолько, что тётушки стали меня приглашать "ловить глюки", которые они периодически нагромождали в своих длительных и мучительных расчетах на калькуляторе.

    Первые месяцы они вели двойной учет, по старинке в своей огромной бухгалтерской книге, и в программе, и программу проверяли по книге. Через 2-3 месяца они убедились, что в программе "цифры" точнее, ошибки отлавливаются быстрее, меньшими усилиями, и стали уже свою книгу проверять по программе. Через 5-6 месяцев я написал им модуль расчета и распечатки месячного отчета, и они перестали вести свою книгу, просто печатали ее каждый месяц на огромном матричном принтере.

    Теперь о том, как строилась архитектура приложения. Конечная версия носила номер 4, и 4 раза пришлось переписать приложение с нуля. На 4-й раз я понял, что либо я как-то грамотно организую архитектуру, либо это будет провал, т.к. мне до чертиков надоело каждый раз переписывать одно и то же.

    Условно можно разделить основной функционал приложения на 2 фазы - ввод/редактирование/просмотр данных и построение отчетов/выборок. С отчетами и выборками тёмный лес, т.к. требования меняются непредсказуемым образом любое количество раз в году (по началу), а вот с вводом и редактированием данных в целом ситуация стабильная, тем более за предыдущие 3 версии я достаточно хорошо исследовал этот процесс.

    Ввод/редактирование данных осуществляется посредством форм, которые, в общем случае, повторяют структуру таблицы БД, за исключением случаев, когда присоединяются поля из справочников.

    Я вообще по натуре человек ленивый, и вместо того чтобы 100 раз метнуться и что-то по мелочи исправить, я предпочитаю долго запрягать, а потом быстро и беззаботно ехать.

    Первейшая проблема программ на Clipper 5.x это банальное отсутствие таблиц БД, либо слетевшие индексы. Это первое, чем я озаботился. программа при запуске проверяет наличие или отсутствие таблиц и индексов, и чего не хватает - достраивает на лету. Таким образом можно потерять данные, но программа, все равно, работать будет. Чтобы это стало возможным, потребовалось в программе прописать структуры таблиц БД и индексов.

    Вторым этапом, дико устав копипастить на 95% совпадающий код для построения форм, а, потом, когда надо что-то поменять, добавить или исправить, шариться по тоннам на 95% идентичного кода в сотне мест, я решил прибиться к стану метапрограммирования.

    Для этого потребовалось каждую форму описать неким образом, и под это описание разработать генератор форм/генератор гридов. Когда мне это, далеко не с первого раза и далеко не сразу, но таки удалось, добавление новой формы/грида в программу стало сводиться к описанию структур необходимых таблиц, индексов к ним, и структуры формы, и, после компиляции, программа на лету строила все необходимые интерфейсы.

    В метаописание формы я добавлял и ссылки на другие таблицы, и генератор автоматически понимал их как ссылки на справочники, в результате чего в форме появлялось в этом месте не поле ввода, а кнопка вызова справочника.

    Причем генератор грамотно отрабатывал множественную вложенность, и каждый вызываемый справочник имел полный функционал CRU (Create, Read, Update), включая фильтрацию по столбцам и сортировку.

    Таким образом я создал мощный и гибкий генератор интерфейсов, а разработка CRU-части приложения сводилась к разработке описания структур таблиц, индексов и метаописания форм.

    Ну а каждый отчет или выборку приходилось программировать вручную, благо их было конечное число и когда основные были реализованы, новые добавлялись, а старые изменялись довольно редко, и такой боли не причиняли, как формы.

    Для реализации этого функционала пришлось пропатчить стандартный грид TBrowse (он применяется для просмотра таблиц).

    Резюме следующее - для построения грамотной архитектуры необходимо иметь минимальный опыт в пару-тройку тысяч часов бурного кодинга, и успеть собрать основные грабли, успеть устать от боли копипасты и дебаггинга. Так же нужно досконально понимать и видеть целиком предметную область. Тогда из человеческой лени и стремления к идеалу, и будет рождаться некая архитектура, причем у каждого она будет своя, индивидуальная.

    Я совершенно обоснованно полагаю, что подобный путь прошел любой, кто нагородил свой велосипед хоть однажды, и многие из тех, кто ездит на чужих велосипедах.

    P.S.: когда я мигрировал в веб, через некоторое время я снова вынужден был пройти аналогичный путь, в результате которого родился простенький AJAX-фреймворк на стеке PHP+Smarty+DBSimple+jQuery. Сегодня я всеми силами стараюсь от него уйти, хотя для своих задач он достаточно хорош. Был опыт, когда на шареном хостинге за 5 баксов проект на этом фреймворке со скрипом но держал 30-40 тысяч уников в сутки (после ряда оптимизаций) и достаточно хорошо был защищен от топорного взлома через SQL-инъекции благодаря DBSimple...
    Ответ написан
    1 комментарий
  • Зачем скачивать git?

    ManWithBear
    @ManWithBear
    Swift Adept, Prague
    Похоже вы путаете причину и следствие.
    Github существует, потому что существует git, и является одним из инструментов облегченной и урезанной работы с ним.
    В свою очередь git вообще никак не зависит от github'a, и по сути ничего о нем не знает.
    Ответ написан
    Комментировать
  • Как уйти с распутья технологий?

    @0x131315
    Стратегию уже подсказали: найти любую работу, чтобы кушать, и тем самым выиграть время на изучение чего-то, что поможет зарабатывать больше, и тем самым выиграть еще больше времени, и в конце концов изучить то, благодаря чему будешь работать не на зарплату, а на удовлетворение.

    Что касается языка - на первое время следует сосредоточится на чем-то популярном, попсовом, где больше всего вакансий, где проще найти работу. На зарплаты пока внимания обращать смысла нет - это лишь первый шаг, потом все-равно зарплаты станут больше, и скорее всего сменишь сферу деятельности, в соответствии со своими вкусами и желаниями.
    Но чтобы получить время на изучение языка, требуется источник дохода - любая работа, которая позволит кушать, платить за квартиру, одежду, оборудование и услуги.

    А так по моему важнее не инструмент, а умение им пользоваться. Начинать следует с алгоритмов, а язык использовать как инструмент.
    Хотя откладывать изучение языка тоже нельзя - практика важнее теории. Так что в комплексе - постигай алгоритмы на практике, по мере необходимости, и запоминай их.

    Т.е. глобально нет смысла учить конкретный язык ради изучения языка - выучить любой язык не проблема, и это можно сделать прямо по ходу решения задачи. Я за свою жизнь пользовался целой кучей языков, и все они так или иначе, но похожи друг на друга, проблем с их изучением никогда не было. Так что выучить новый язык - не проблема.

    Конкретный язык нужен кодерам - это те, кто воплощает чужие идеи в коде, т.е. конечные винтики в процессе разработки софта, исполнители. От кодеров требуется только перенести уже готовый алгоритм на требуемый язык, максимально быстро, и по возможности без ошибок.
    Изучив конкретный язык ты можешь стать кодером, но это черновая работа, и по хорошему - временная, просто ступенька на пути становления программиста. Нужно двигаться к архитектору, инженеру, непосредственно программисту в широком смысле.

    Программисту важнее знать как именно решать задачи, т.е. иметь представление об алгоритмах и навык формализации всего и вся. Т.е. уметь непосредственно разрабатывать алгоритмы, умение кодить - второстепенно.
    Т.е. программист - это лишь инженер сетей обработки информации.

    Также упрощает задачу стандартизация подходов к решению задач, парадигм - большинство из них уже формализованы, и описаны. Например всем известное ООП, модульное программирование, конечные автоматы, и т.п. Описано более двух десятков таких моделей, их следует по возможности освоить. И не стесняться комбинировать.

    Дополнительно упрощает задачу то, что большинство алгоритмов стандартные, и почти все известные алгоритмы уже кем-то реализованы в библиотеках или исходниках, так что вместо написания с нуля достаточно просто подключить нужную библиотеку или скопипастить кусок из исходников. Но для этого нужно знать, что такой алгоритм вообще существует, в какой именно библиотеке реализован, когда и как его можно и стоит применять.
    Во вторых давно доступен гугль, который всегда подскажет как решать ту или иную задачу, какие для этого есть алгоритмы, в каких библиотеках, когда и как их применять.

    Т.е. современный разработчик может выехать чисто за счет умения гуглить.
    И это не плохо на самом деле - преподы в институтах говорят примерно тоже самое: хороший инженер - не тот, кто все знает, а тот, кто может решить любую задачу. И помогают в этом вовсе не знания, а умение искать нужную информацию, ибо все знать все-равно не получится.

    Но все-равно, даже программисту нужен опыт. Не важно что он отвязан от языков - он все-таки привязан к одному языку, информации, и должен уметь с ней обращаться.
    Опыт экономит время и усилия - там, где сперва требовалось неделю гуглить и пробовать, потом, с опытом, все делаешь за час, просто уже понимая что, как, когда и зачем.

    Опыт нарабатывается практикой - тут нет ничего нового: просто берешь себе задачу по вкусу, и решаешь.
    Не можешь сам генерировать задачи - ищешь годный внешний генератор: форумы проблемных пользователей, имиджборды, конкурсы, аукционы программистов (это где работают фрилансеры). Также хорошо идет создание своего проекта или участие в разработке чужого - развитие любого проекта всегда порождает множество задач, которые нужно кому-то решать, а это отличный генератор.
    В общем ищешь реальных заказчиков, или берешься за незначительные заказы, или работаешь ради альтруизма, решая то, что тебя не просили - есть всякие гитхабы и багтрекеры.

    Главное найти задачу и решить ее. Начинаешь с простых, и постепенно усложняешь. Параллельно, прямо по ходу решения, изучаешь алгоритмы, и нарабатываешь опыт. Со временем начнешь щелкать задачи быстро и между делом, как семечки, те, которые по первости у тебя отнимали недели, а то и месяцы.

    Недоведение решений до конца - следствие неверного подхода: либо берешь задачи, к которым еще не готов, слишком сложные, либо не имеешь возможности работать - у тебя нет условий для решения задачи: времени, места и внимания. Либо просто тебе это реально не нужно - тебя и так все устраивает, и планов на будущее нет.

    С третьим - придешь, когда поймешь, что тебе это нужно. Из-под палки не учатся.

    Со вторым все понятно: надо либо создать условия, либо отказаться от этой деятельности, и перейти к другой.
    Кто-то отказывается, уходит на другие работы, в основном физические, неквалифицированные, просто чтобы не думать. И как правило остается там до конца, уже не в силах выбраться из болота рутины.
    Кто-то приспосабливается - отгораживает себе уголок, меняет работу на ту, что дает больше свободного времени, начинает работать по ночам, забивает шум наушниками, и т.п. костыли.
    Кто-то кардинально меняет свою жизнь - переезжает в сьемные квартиры, выделяет себе комнату, изолирует ее или устанавливает в доме режим тишины, в общем создает себе полноценные комфортные условия для творчества. Это если удаленка - многие именно из-за невозможности работать дома, предпочитают офисы, или специальные кафе или клубы для работы.

    С первым все просто: не можешь что-то решить - отложи, и спустись на ступеньку ниже по шкале сложности.
    Есть такой психологический феномен: от решенных задач ты получаешь удовлетворение, силы и мотивацию двигаться вперед, от нерешенных - негатив, апатию, потерю воли и мотивации.
    Причем мозг устроен так, что запоминается лишь негатив. Поэтому крайне важно решать задачи, и не допускать незавершенных задач. Отложи, но не забрасывай.
    Нерешенная задача - это как психологический запой, нечто вроде депрессии: одна нерешенная задача тянет за собой другую нерешенную задачу, и так быстро уходишь на дно, теряя мотивацию и веру в себя. Замкнутый круг. Ты находишься именно в нем.

    Разрывать такие круги можно лишь одним способом - рутиной: медленным, последовательным и целенаправленным натиском, движением в одну сторону. Грубо говоря перестаешь жить эмоциями и импульсами, вырабатываешь продуманную программу развития, и действуешь по ней, строго, как робот, до тех пор, пока не начнешь получать положительный отклик от работы, пока не придет желание двигаться дальше - это вернулись воля, мотивация и вера в себя.

    Чтобы вернуть веру в себя, нужно стать победителем. Победители всегда побеждают - в этом и суть. Необходимо начать побеждать, любой ценой: нужно брать такие задачи, которые точно сможешь решить, какими бы простыми они не были. Можешь вернуться к азам, началу, детскому уровню сложности, если потребуется - главное чтобы задачи начали решаться, не важно какие и как. Пока не уверен, что готов двигаться дальше - удерживаешь уровень, каким бы низким и зазорным он не был. Важно обмануть мозг, а не показать класс всему миру, иначе обратно утонешь.

    Сложность задачи не особо влияет на мотивацию, а вот факт решения/нерешения - влияет сильно. Не решил - значит не осилил, не осилил - значит не достоин, не достоин - значит иди ко дну и не рыпайся. Это как импотенция: импотент - значит не мужик, не мужик - значит никто, ничего не достоин и об тебя можно ноги вытирать. Подсознание портит всю малину, так что не следует давать ему шанса - лучше решить задачу попроще, чем не решить по сложнее.
    Ответ написан
    7 комментариев
  • Как собрать OpenCV 3.0 + Qt(установлена)?

    MAKAPOH
    @MAKAPOH
    многостаночник
    Могу предложить посмотреть как это делается в MSYS2. Посмотрите патчи которые они накладывают перед сборкой. Если цель просто получить собранную библиотеку проще взять установщик и скачать все необходимые для работы библиотеки через него.
    Ответ написан
    1 комментарий
  • Как профессионально расти программисту на начальном этапе?

    @wulff007
    Программист, 1С, c++, php

    Я начинал свой путь с написания своих программ, котрыми пользовался долгое время, и которые мне было интересно разрабатывать и работать. Далее нужно подковатся в правилах оформления исходных кодов, для вашего языка программирования. И конечно, много-много практики, и изучения чужих проектов. Конечно нужен опыт для создания совего хорошего open source проекта. Лучше коенчно присоединится к интересному и не сложному проекту, и помогать в разработке. Тут ведь какое дело, без практики и Свойих ошибок опыта не будет, и нужно, "заболеть" этим делом, если душа к этому не лежит, то и смысла в обучении не будет, результатов не будет. Это ж творческая работа ведь! Книги можно здесь советовать лишь мануалы и описание целевого фреймворка и целевой платфомы. Желательно еще определится в направлении. Т.е. это может быть web, базы данных или что то еще. После можно определится и с яп и фреймворками. И удачи!

    Ответ написан
    1 комментарий