Задать вопрос

Что такое Less и Sass?

Из дизайна двигаюсь потихоньку в фронт-энд, опыт с css и html довольно большой, но читая литературу и статьи стал наталкиваться на less и sass(я так понял, что это называется также scss).
В большинстве статьи про эти метаязыки написано, что это просто суперупрощающая жизнь технология, привезенная с Марса для научно-технической революции на Земле.
Пожалуйста, объясните по-простому зачем они нужны, то есть хотя бы один пример, из-за которого человек захочет перестать писать css, и начать "жить".
А также, есть ли преимущество у человека знающего их перед незнающим. То есть, по сути из less и sass получается тот же самый css код. То есть, я смогу написать обычным css то же самое, что великий гуру с помощью less/sass? И в чем тогда глобальная польза этих lass/sass?
  • Вопрос задан
  • 44952 просмотра
Подписаться 15 Оценить 1 комментарий
Решения вопроса 1
Fesor
@Fesor
Full-stack developer (Symfony, Angular)
Лень двигатель прогресса. Хороший пример - принцип DRY - Don't repeat yourself. Я весьма подозреваю что вы стараетесь соблюдать этот принцип когда делаете макеты или чем вы там занимаетесь. Так же я весьма уверен что вы хотя бы пытались чуть автоматизировать рутину своей повседневной работы. Так же у вас могли быть ситуации когда вы переиспользовали какие-то элементы. Мало ли.

Так вот... CSS это тупая таблица стилей. Селектор и стили, ничего сверх умного тут придумать нельзя. Лет 5-10 назад было довольно модно держать один мегажирный CSS файл на 10К+ строк и радоваться жизни внося все больше изменений и т.д. Соответственно даже если вы соблюдаете всякие правила модульной верстки и все такое, у вас возникает несколько проблем:
  • организация стилей, то есть держать все в одном файле не удобно особенно когда проект длится годами
  • Дублирование стилей и селекторов. По мере развития проекта появляются какие-то снипиты которые можно реюзать. Так же у вас может появиться масса однообразных селекторов отличающихся лишь немного. При модульных подходах вложенности редко имеет место быть но все же имеет. Но не будем забывать что большинство фигачит селекторы просто так. В итоге если мы переместили блок или переименовали класс какого-то блока нужно отредактировать еще массу селекторов.
  • Привязка размеров и параметров к другим стилям, например у вас в стилях задана ширина блока, от нее зависят другие параметры, отступы для других блоков и т.д. Да, в css3 появился calc для этого но это было относительно недавно и только с недавних пор можно почти без опаски использовать эту штуку.
  • Таблицы стилей, как и HTML ориентированы на удобный разбор этого добра машиной, но не человеком. Человек же существо ленивое и как-то вот лень лишний раз скобку поставить или точку с запятой. Просто лень.


Есть так же хорошее правило, или идея если хотите.... Если код можно сгенерить - его лучше сгенерить. То есть для решения всех выше перечисленных проблем придумали препроцессоры. Они как бы были и раньше всех этих scss/less/stylus но как-то не решали всех проблем и т.д. Что в итоге было предложено (перечисляю в том же порядке что и в списке выше).

  • У CSS есть такая штука как @ import. Но не очень круто импортировать сотню стилей в продакшене. Стоит сделать так что бы все стили были склеены при сборке проекта. Эта идея в итоге развилась и если разработчик использует это дело правильно, можно зайти в любой файл со стилями и увидеть список всего от чего зависят эти стили. Какие стили подключаются и т.д. Причем один файл с зависимостями может быть подключен в нескольких файлах а препроцессор сам разберется как и куда все вставлять сгенерив максимально оптимизированный по структуре файл. А разработчик получил четкую структуру файлов и возможность быстро найти где что и от чего зависит.
  • С селекторами проблему предложили решить наиболее логичным вариантом. Если у нас есть вложенные селекторы, то имеет смысл определять их внутри блока этого селектора. Это существенно упрощает поддержку стилей. Так же для управления снипитами и прочим добавили миксины - эдакие параметризованные или нет функции которые выплевывают шматок CSS. До появления штук вроде autoprefixer это был единственный способ писать поддерживаемые стили, использовать плюшки CSS3 и вообще новые плюшки и не сойти с ума от префиксов. Префиксы это только пример, там могут быть самые разные штуки позволяющие грамотно производить реюз стилей
  • Проблему зависимостей значений стилей друг от друга решили... собственно самым очевидным способом - переменные. Это удобно, легко поддерживать и в умелых руках это мощный инструмент. Нужно поменять базовые цвета - не нужно лазить по 100500 блоков и править значения руками, можно поправить переменные и все будет хорошо.
  • Насколько я помню SCSS/LESS не стремились решить эту проблему. Какие-то решения образовывались сами собой с течением времени. В плане минимализма и выразительности пожалуй сейчас самая крутая штука это stylus.


Что в итоге произошло. В один прекрасный момент какие-то там рубисты придумали SCSS (они вообще не любят все что не в стиле ruby в плане минимализма и выразительности). Затем чуваки подумали и сказали, SCSS это круто но почему-то они используют синтаксис знакомый именно Ruby разработчикам а не обычные для CSS конструкции. В итоге реализовали LESS, причем его уже реализовали на javascript, что с наличием node.js позволило это все добро еще на одной платформе собирать. А так как под эту платформу и так плодили препроцессоры оно удачно вписалось.

Далее уже шли какие-то модификации дальнейшие, вроде того же Stylus, где синтаксис упростили просто до нельзя.

Личное мнение. На сегодняшний день я не вижу смысла использовать чистый CSS хоть на малых хоть на больших проектах. Вот вообще никакого.
Ответ написан
Пригласить эксперта
Ответы на вопрос 4
EkaterinaSava
@EkaterinaSava
Frontend-developer // LoL-addicted // Geek
На HTML Academy есть курс htmlacademy.ru/courses/85 после которого становится абсолютно понятно, что такое препроцессоры, зачем нужны и как их юзать. Остальное - гуглится очень легко.
Ответ написан
Комментировать
bobrov1989
@bobrov1989
Front-end Dev
мне кажеться вам пока рано заморачиваться вопросом препроцессинга - для начала освойте сам css
Ответ написан
Комментировать
@htmleater
Сам когда-то таким вопросом озаботился. Никаких преимуществ для пишущего стили, кроме головной боли в заднице, не обнаружил.
За довольно долгое время выяснил одно "преимущество" - разработчику это понятней.
Хотя смоделировать ситуацию, когда разработчику нужно вникать в мой стиль мне так и не удалось.
Ответ написан
miraage
@miraage
Старый прогер
Препроцессоры для css.

Write less, do more.
Ответ написан
Ваш ответ на вопрос

Войдите, чтобы написать ответ

Похожие вопросы