Ведь опытные программисты укладываются в набор команд 8086
Нет. Лет 30 уже никто не пытается уложиться в 8086. Наоборот, если уж берутся писать на ассемблере, то часто с целью использования каких-то железо-зависимых вещей.
Как и программы на Си, программы на Ассемблере нужно пересобирать под каждую следующую платформу. Разве нет?
Что вы вкладываете в слова "новая платформа"?
Другая ОС? - да, надо пересобирать, и часто менять, ведь API разных ОС отличается. При этом C часто позволяет исходный код программы не трогать, т.к. функции стандартной библиотеки, POSIX API предоставляют платформонезависимый интерфейс. А вот в программе на asm соответствующий код придется переписать.
Новая версия ОС? - здесь есть свои нюансы, но собранная статически программа обычно прекрасно работает на протяжении многих поколений ОС (вы же не загружаете новую версию, допустим, игры под каждую версию Windows? Взять вон diablo 2 - как работала она под Win 98, так же отлично тот же бинарник заведется в Win 10).
Новый процессор? - эти вообще паталогически обратно совместимы. Код, написанный или скомпилированный чисто под 30-летний 386 будет работать на i9 (при условии совместимости по пунктам выше).
Возвращаясь к первоначальному вопросу: вы, видимо, не понимаете или не придаете значения тому, что существуют не только x86 процессоры. Изначально ЯП высокого уровня разрабатывались именно с целью абстагировать код программы от конкретного железа. В 60-80-е годы не было единой и даже какой-то одной распространенной железной платформы, что же прикажете, допустим, стандартные утилиты Unix переписывать каждый раз с начала и до конца на новом (подчеркну, НОВОМ, другом) ассемблере?
Даже сейчас, когда вроде бы кругом x86, есть Itanium (ну ок, был в недавнем прошлом), ARM (в виде нескольких версий архитектуры и огромном количестве железных воплощений), где-то теплятся SPARC и PowerISA. Наконец, микроконтроллеры (привет ардуинщикам).
Коротко: ЯП высокого уровня (не только C) позволяются абстагироваться (до определенных пределов) от железа и от ОС и не менять исходный код программ при переносе на другую платформу, ограничиваясь механической процедурой перекомпиляции.