Задать вопрос
adeshere
@adeshere
РАН, Фортран, временные ряды

Генератор случайных чисел ИНОГДА (очень редко!) возвращает NaN?

Я занимаюсь научными расчетами, и внезапно обнаружил очень странный эффект. Если вызывать интеловский (встроенный в Intel Fortran) генератор равномерно распределенных случайных чисел (0,1) много раз подряд, то на некоторых компах он изредка возвращает NaN.

UPD: И еще три важных нюанса:
1) Чуть позже я обнаружил, что совершенно аналогичный гейзенбаг возникает при преобразовании 64-битного целого в 64-битное число с плавающей точкой. Некоторые подробности здесь.
2) Для возникновения бага необходимо, чтобы где-то в программе был еще и запрос системного времени. Причем обязательно из другого модуля (который компилируется отдельно)!
3) Баг возникает, только если собирать программу c полной оптимизацией. У меня в фортране это ключи /MP /O2 /QaxSSE3 /QxSSE3 /Qparallel. При сборке без оптимизации результат будет NaN-free.

Теперь подробнее.
1. Про оптимизацию
Зависимость бага от настроек оптимизации меня, мягко говоря, удивила, так как генератор случайных чисел, по идее, должен в обоих случаях вызываться один и тот же. Поскольку функция RANDOM цепляется из какой-то стандартной библиотеки, я полез в дизассемблер, чтобы понять разницу между двумя версиями ГСЧ (сборка с оптимизацией и без нее). Сам генератор, как и следовало ожидать, действительно в обоих случаях одинаковый. Но внутри кода RANDOM есть
один внешний вызов

Для начала предупреждаю, что в ассемблере я ни бум-бум, и пишу только на фортране! Поэтому все написанное под этим спойлером может оказаться полным бредом и воспаленным воображением. Я всего лишь хотел собрать хоть какую-то информацию про обнаруженный баг.

Итак, я дизассемблировал две версии своей тестовой программы: с ключом оптимизации /Od (оптимизация запрещена) и /O2 (оптимизация скорости). Оказалась, что сама функция-генератор случайных чисел в двух версиях идентична (с точностью до ее расположения в памяти, но это понятно).
Однако, внутри этой функции есть один внешний вызов:

005C052B call _for__acquire_semaphore_threaded (596C80h)

Внутри которого (после череды других call) происходит что-то уже совсем-совсем для меня непонятное:

75C34043 call 75C443C5
(...)
75C443C5 jmp dword ptr ds:[75BA007Ch]

Для непосвященного это напоминает call по адресу, хранящемуся в ячейке памяти (указатель на функцию?). Как такое дебажить, особенно если нештатное срабатывание может первый раз произойти через 50 млн вызовов, я себе представляю плохо. Точнее, не представляю вообще: это вопрос совершенно не моего уровня компетенций :-((

Но на всякий случай добавлю, что программа у меня однопоточная и, по идее, ничего согласовывать с другими потоками не должна. С другой стороны, в языке есть массивные операции, которые могут распараллеливаться автоматически, и, теоретически, генератор случайных чисел может в этом случае как-то донастраиваться для параллельных вычислений. В справке я об этом ничего не нашел, но это может быть не проблемой справки, а моей личной проблемой (справка написана по-английски, а у меня отношения с ним не сложились :-(.


2. Про детерминированность бага:
Благодаря наводящему вопросу Tony, хочу уточнить один важный нюанс: даже при генерации одинаковых последовательностей ПСЧ (инициализация SEED одной и той же константой) NAN-ы при каждом запуске появляются в разных местах.
UPD: вот подробности (картинка с результатами теста)

На этой картинке три ряда.
Первый и второй ряды (зеленый и желтый) - две это последовательности нормально распределенных ПСЧ, полученные при двух запусках тестовой программы с одинаковым SEED(301). Каждое значение сигнала на графике - это сумма 12-ти значений RANDOM минус 6. Тем самым я получаю нормально распределенное случайное число, а заодно уменьшаю длину ряда в 12 раз. Если хотя бы один из 12-ти вызовов RANDOM вернул NaN, то и значение Noise на графике тоже будет NaN. Таким образом, чтобы получить 1 000 000 значений Noise, я вызываю функцию RANDOM 12 млн раз.
Третий ряд (синий) - это разность между первым и вторым рядом.
NaN-ы, как и на всех остальных картинках, закодированы числом 99. Соответственно, разность двух первых рядов дает либо 0 (если значения совпадают), либо +-99 (примерно).

61525d77af16c947014893.jpeg

Из картинки видно, что NaN-ы появляются:
а) редко,
б) в случайные моменты времени, и
в) эти моменты времени меняются от запуска к запуску, даже если ГСЧ инициализирован одним и тем же числом, и последовательности ПСЧ одинаковые.
За исключением NaN-ов...

И еще интересный нюанс. На участке от 6.3 до 9.5 млн NaN-ы в двух последовательностях ПСЧ в точности совпадают! Напомню, что между последовательными NaN-ами примерно по 0.8 млн вызовов Noise, или около 10 млн вызовов RANDOM. То есть, вероятность случайного совпадения двух NaN-ов в рядах Noise примерно E-6. А в приведенном примере они совпали трижды подряд!
Однако, после совпадения трех NaN-ов подряд следующие NaN-ы (на отметке 9 500 000) в двух тестах разные! И дальше последовательности расходятся.


Анализ этой и других подобных картинок показывает, что:
1) Момент появления первого NaN в последовательности ПСЧ как-то зависит от того, чем инициализирован ГСЧ.
2) Появление NaN зависит как от внутренних переменных ГСЧ (иначе мы бы никогда не увидели точное совпадение NaN в двух разных последовательностях), так и еще от каких-то внешних по отношению к ГСЧ факторов (иначе бы при одинаковом внутреннем состоянии ГСЧ NaN всегда появлялись бы в одинаковые моменты времени).

-------------
Будет ли аналогичный эффект наблюдаться в других языках/компиляторах, я проверить не могу, но подозреваю, что у фортрана и Си базовые математические библиотеки часто общие. Даже название функции - RANDOM в современном фортране и Си одинаковое. А другие языки могут что-то таскать из Си-шных библиотек.

-----------
Для себя я пока сделал подпорку: обернул встроенный генератор случайных чисел в свою функцию, которая в случае isNan(Random) вызывает генератор повторно. И аналогично сделал с преобразованием Real*8 = Integer*8. Но это решение суррогатное, т.к. этот же баг иногда появляется и в других ситуациях, а также при вызове встроенных функций. Поэтому хочется все же понять причину бага, а заодно и предупредить о нем других "заинтересованных лиц".

UPD: к сожалению, я столкнулся с ограничением на длину вопроса (не более 10 000 знаков, поэтому более полную информацию про баг, включая ассемблерный код в двух вариантах, описание ключа /О2 в справке фортрана и др., вынужден вынести в отдельный Word-файл:
FORTRAN_URAND_BUG.doc
Там же приведен исходный фортрановский код, а также дана ссылка на скачивание моего exe-шника с тестом. Если будет не влом - запустите его на своем процессоре и напишите мне, что получилось. Только не забудьте при сборке теста про оптимизацию: без нее никаких глюков не будет (но это не точно ;-)


И еще одна версия о причинах бага

Глядя на битовые маски:

Random == 11111111110000000000000000000000 // NaN
R=1.00 == 00111111100000000000000000000000 // 1.00000

возникает подозрение, что проблема может возникать на этапе преобразования int -->> real. Насколько я понимаю, исходный алгоритм генератора псевдослучайных чисел обычно работает с integer. Более того, он никогда не дает числа вида 00000000 или FFFFFFFF. Поэтому на выходе фортран-генератора не должно быть ни точных 0, ни точных 1.000. Но как известно, точность представления чисел с плавающей запятой ограничена. Около 0 это не влияет, а вот вблизи 1 некоторые integer-ы могут преобразовываться в R=1.000
С другой стороны, если бы это было именно так, то это преобразование работало бы одинаково с оптимизацией и без нее (или нет?).
В общем, если вы заинтересуетесь и попробуете вызвать RANDOM из Си, то включайте максимальную оптимизацию: бажит только оптимизированная программа. Правда, я не очень понимаю, можно ли включить в Си многопоточность одним ключом /MP, или надо специально цеплять для этого всякие либы. В фортране-то параллельность заложена в языке (массивные операторы) и от пользователя не требуется много ума, чтобы ее подключить...


====================
UPD-2023: Спустя год вновь возникла необходимость вернуться к вопросу, и я с удивлением обнаружил, что мой ответ на вопросы thecove куда-то пропал... Как и вообще вся дискуссия (если мне не изменяет память, тут была целая ветка обсуждений). Поэтому отвечаю заново еще раз, но уже в тексте основного вопроса, чтобы мой ответ опять не пропал:
----------------------------
...Rand в фортране выдает число типа float / double?

Да

Если написать простую голую программу в которой будет только один вызов функции Rand в цикле и больше ничего. NaN - появляется???

Нет.
Где-то в программе обязательно должен быть еще и запрос системного времени, причем обязательно из другого модуля (который компилируется отдельно).

PS можете приложить асм листинг функции Rand ?

Дизассемблер добавлен в тот же самый файл: FORTRAN_URAND_BUG.doc
  • Вопрос задан
  • 2333 просмотра
Подписаться 13 Сложный Комментировать
Решения вопроса 1
adeshere
@adeshere Автор вопроса
РАН, Фортран, временные ряды
Спустя полтора года, завеса тайны все-таки начала спадать!
Во-первых, благодаря вот этому совету Дмитрия Чернова, баг удалось локализовать. А именно, Дмитрий предположил, что проблему надо искать в контексте x87 FPU, и что добавление
пары asm- команд
Прямую вставку asm- команд в код мой фортран-компилятор не умеет, но все необходимое делает ключ Qfp-stack-check
в подозрительных местах приведет к вылету программы по Access Violation именно в том месте, где что-то пошло не так. А не спустя какое-то время, когда я снова полезу в FPU и получу Nan, например, в ГСЧ. Эта идея сработала, и я получил Access Violation в совершенно безопасной (как мне казалось)
функции
SUBROUTINE SCREEN_PUTL0_TIME(TEXT)
USE ABD_INC;  USE HEADERS
character, intent(in) :: text*(*)
integer*4, save :: isw=0
c
c     При самом первом вызове таймера isw=0, функция вернет 0
c     При последующих (isw=1) - вернет интервал от момента инициализации
t=timer_mm(5,isw) 
isw=1
if (t < $Screen_counter_time) return
c    В крайнем  случае (если в момент начала внешнего цикла таймер уже
c    инициализирован) функция первый раз напечатает % сразу при старте,
c    а не через $Screen_counter_time после запуска цикла
c   
   call screen_putl0(text)
   t=timer_mm(5,0)         ! Реинициализация таймера после печати строки
end

Эта функция печатает на экран % выполнения (он передается в строке TEXT), но с интервалом не менее $Screen_counter_time. Для проверки времени, прошедшего с прошлой печати, вызывается самодельный таймер t=timer_mm(5,isw) Первый параметр функции - это номер таймера (их там у меня целый массив для разных нужд). А второй параметр работает так: если isw=0, то таймер засекает время, а в остальных случаях возвращает число секунд, прошедших с момента инициализации счетчика. Ну вот так было когда-то сделано, чтобы обойтись одной функцией вместо двух....
Таким образом, когда я дергаю инициализацию таймера, то его возвращаемое значение меня не интересует. Именно это и происходит в предпоследней строке кода выше:
t=timer_mm(5,0)
Результат выполнения функции как бы присваивается переменной t, но больше она нигде не используется . Как оказалось, именно здесь и была зарыта собака.

А дальше уже было проще. В коде под спойлером у меня есть вызов функции типа real*4, от которого мне был нужен только побочный эффект (инициализация таймера), а вот возвращаемое значение функции нигде не используется. В принципе,
это легально
По идее, компилятор в такой ситуации должен после вызова функции восстановить стек x87 FPU, а возвращаемое значение никуда не копировать. В других местах кода у меня есть аналогичные вызовы (когда возвращаемое значение не используется), и это не приводит к каким-то багам. Ну и язык официально нигде не требует, чтобы возвращаемое значение функции обязательно было куда-то использовано ;-)

Но как оказалось, именно это и провоцировало проблему. Этот фрагмент библиотеки у меня состоит из кучи очень небольших (5-10 строк) взаимосвязанных функций с частично повторяющимся кодом. Оптимизатор делал из них жуткое спагетти, дробя эти функции на еще более мелкие фрагменты и инлайня их направо и налево. И, видимо, где-то в ходе этих оптимизаций он "забывал" восстановить (очистить?) стек FPU.

В общем, для исправления бага оказалось достаточно заменить локальную переменную t на глобальную. Про нее оптимизатор не знает - будет ли она нужна, или нет. Поэтому он просто вынужден извлекать из сопроцессора результат FP-вычисления, чтобы запихнуть его в это место ;-)

Огромное спасибо Дмитрию, который сначала выдвинул правильную версию происхождения бага, а потом помог его точно локализовать и убрать! Тестовая программа работает уже час и пока ни одного Nan-а не появилось. ;-)
Ответ написан
Комментировать
Пригласить эксперта
Ответы на вопрос 1
@thecove
Я ветку почитал и могу сделать ввод: или магия случается, тоесть списываем все на магнитные бури на Юпитере или таки надо копать.
Если баг воспроизводится абсолютно хаотично то могу придположить ( из своего C++ опыта ) что кто то где то портит кучу и на выходе у вас фигня.
Кстати я так понимаю что Rand в фортране выдает число типа float / double потому что я не понимаю как NaN возможен в целых числах.

Вопрос: если написать простую голую программу в которой будет только один вызов функции main ( ну или что там в фортране, простите я не знаю ) и только в этой функции в цикле вызывать Rand и больше ничего.
NaN - появляется???

PS можете приложить асм листинг функции Rand ?
Ответ написан
Комментировать
Ваш ответ на вопрос

Войдите, чтобы написать ответ

Похожие вопросы